weather

USD 2.5755

EURO 3.0365

RUR(100) 3.4258

search

Банкротство как путь к спасению

В лучшие советские времена, о которых многие вспоминают с ностальгией, колхозы были оплотом деревни, а председатели решали все насущные вопросы. За последние 20 лет было несколько реформ, которые особой эффективности не показали. Сначала колхозы превратили в СПК, теперь они стали ОАО.

Смена вывесок – это не реформа

Уже давно больно смотреть на то, как в нашем районе загибаются колхозы, как люди вынуждены выживать на нищенские зарплаты и чувствовать какую-то безысходность.
Фактически ничего существенного, кроме смены «шыльд» на зданиях колхозов и затрат на переоформление документов, эти реформы не дали. На протяжении реформирования один за другим загибались колхозы.

В Ганцевичском районе крупных предприятий не было, поэтому и выбора не было: доведенные до банкротства и с огромными долгами колхозы присоединяли к более успешным предприятиям-соседям. Председателям «выкрутили руки» и навязали убыточные хозяйства. К СПК «Будча» присоединили чудинский колхоз, СПК «Дубняки» навязали СПК «Агро-Начь» с “улетевшим” стадом коров, СПК «Березовец» получил мальковичский колхоз.

Ранее укрупнялось и хозяйство с центром в Острове под названием СПК «Крышиловичи», которое поглотило больший по масштабам и технической оснащенности круговичский колхоз. И что теперь с ними? Тяжелое бремя долгов потянуть смогли не все. Некоторые из них сами фактически банкроты.

Правительство снова тянет руку помощи

Правительство приняло решение радикально разобраться с убыточными сельхозпредприятиями и пошло на шаги, которые помогут хозяйствам выкарабкаться. Наконец-то! Хотя в душе противоречие: надежда и сомнение.

Надежду связываю с тем, что подошло действительно время работать по-новому, а сомнение – что власть откажется от административно-командного вмешательства в экономику сельхозпредприятий.

Совет Министров Беларуси выдал Постановление №889 от 31.10.2016г. и утвердил два списка, в которые попали и колхозы Ганцевичского района. Процедуре банкротства будут подвергнуты ОАО «Любашево», СПК «Крышиловичи», ОАО «Дубняки» и ОАО «Возрождение», а ОАО «Будча» пройдет через процедуру досудебного оздоровления (санацию).

Странно прозвучит для многих, но новость о банкротстве четырех сельхозпредприятий меня радует. Предприятия пройдут процедуру или экономического оздоровления, или банкротства.

Не стоит пугаться слова “банкротство”

Банкротство многие воспринимают как катастрофу. Процедура банкротства в определенных случаях – очень эффективный способ избавиться от долгов, которые по уши затянули многие колхозы-СПК-ОАО. Период санации (экономического оздоровления) – это возможность освободиться от удавки кредиторов и с полной грудью воздуха набраться сил и встать на ноги.

Механизмы антикризисного управления, прописанные в Указе № 253 от 4 июля «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» (а в его рамках и принято Постановление Совмина №889), в 2016-2017 годах будут применяться по отношению к сельскохозяйственным организациям, неплатежеспособность которых на 1 июля приобрела устойчивый характер. В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия заверяют, что подходы проверены мировой практикой и обречены на успех.

Власть – в руки антикризисного управляющего

Чиновники заверяют, что опасаться процедуры банкротства совершенно не стоит, потому что основная цель банкротства — восстановить способность предприятия оплатить долги. Но и не скрывают, что если антикризисный управляющий — менеджер высочайшего класса – установит, что хозяйство не способно работать эффективно, то его ликвидируют.

Внешний управляющий – это хорошо, даже несмотря на то, что на его зарплату нужно десять зарплат колхозников. Но смею предположить, что после его оценки и видения пути выхода из кризиса очень значительная часть работников может пополнить ряды тунеядцев. И в этих рядах окажутся не только простые работники, но и бухгалтера, экономисты.

В век компьютерных технологий, к примеру, ведение бухгалтерского учета можно передать на аутсорсинг – простыми словами, по договору поручить эту работу специализированной компании. Одна такая компания может вести несколько колхозов и, возможно, расходы будут значительно меньше, чем держать в штате своих бухгалтеров и кассиров. Ну, или хозяйствам самим следует создать такую структуру из имеющихся бухгалтеров.

Но «лишних» работников, я полагаю, найдут обязательно, и не только в бухгалтерии. При механизации процессов будут избавляться от животноводов, полеводов, доярок. Это даже пояснять не нужно – с новым оборудованием то, что делали 10 человек, сейчас управляется 1-2. Но в данном случае есть как плюсы, так и минусы.

Чем выше в структуре себестоимости продукции доля оплаты труда, тем ниже материальные издержки и выше конкурентоспособность. И чем выше зарплата сельхозработников, тем эффективнее производство. Но пока у нас странная ситуация: рыночные цены продукции, как в Европе, а зарплаты работников во много раз ниже.

Сельзохпредприятия не исчезнут?

Правительство поставило задачу не раздробить сельхозпредприятие, а передать его новому собственнику имущественным комплексом. Цель благородная – сохранить сельхозпроизводство, трудовой коллектив и, конечно же, обеспечить эффективность производства. Но вот найдется ли инвестор? Уже искали и на ПМК-7, и на «Модуль» – в первом случае не получилось, а во втором было очень трудно и пока ситуация тоже не совсем понятная.

Но вернемся к хорошим пунктам Указа. Антикризисным управляющим разрешена внутренняя оценка имущества, которая должна быть проведена не позднее 45 дней со дня вынесения определения суда об открытии конкурсного производства.

Оно предусматривает либо санацию, либо ликвидационное производство. Санация будет проводиться в течение 36 месяцев, но при необходимости срок можно увеличить еще на 24 месяца. Есть шанс, что ОАО «Будча» дадут пять лет на то, чтобы хозяйство начало нормально работать. Что будет с другими четырьмя – непонятно.

Уникальный стимул для директора ОАО

Еще одна норма в Указе очень интересная, и, по-моему, очень правильная. Руководителям, которые за период экономического оздоровления выведут предприятие на эффективное прибыльное производство без долгов, с согласия Президента предусмотрена возможность безвозмездной передачи пакета акций в размере 25%+ 1 акция.

Хороший стимул, как руководителю стать одним из собственников хозяйства. Давно так надо было сделать, чтобы руководитель имел личную заинтересованность в работе хозяйства. Не секрет, что некоторые руководители сидели на окладе и в кулуарах за рюмкой чая говорили, что «все достало, по инерции работаю, пока не выгонят».

Как купить подешевле?

Открывается возможность и для тех, кто готов вложиться в сельское хозяйство и мечтал руководить сельхозпредприятием. Указ №253 предусматривает передачу активов неплатежеспособных сельхозорганизаций эффективному собственнику.

Если предприятие в течение трех лет было прибыльным, оно продается за 100% стоимости чистых активов, если же из этих трех лет один год был для него убыточным, то за 80%. Два года с убытками подразумевает продажу за 50% стоимости чистых активов. Если все три года этот показатель был отрицательным и образовался убыток – за 20%.

Притом продаваемое предприятие как имущественный комплекс, акции (доли в уставных фондах), указанные в части первой настоящего пункта, могут оплачиваться в рассрочку до трех лет без индексации платежей.

Но обязательными условиями продажи предприятия как имущественного комплекса, акций (долей в уставных фондах) являются:
– сохранение деятельности по производству сельхозпродукции;
– осуществление покупателем инвестиционной деятельности для развития сельхозпроизводства;
– погашение задолженности;
– сохранение действия коллективного договора в части регулирования трудовых и социально-экономических отношений до окончания срока его действия.
Условия о том, чтобы сохранить рабочие места, нет. Работнику нужно будет доказать, что он нужен хозяйству, что без него никак не обойтись.

Вся надежда на главу района

Чтобы сельхозпредприятия района работали эффективно,  председателю Ганцевичского райисполкома Александру Солоневичу приходится не только руководить, но и личным примером показывать, как надо работать.
Чтобы сельхозпредприятия района работали эффективно, председателю Ганцевичского райисполкома Александру Солоневичу приходится не только руководить, но и личным примером показывать, как надо работать.

В том, что ганцевичские сельхозпредприятия выберутся из кризиса, я даже не сомневаюсь. Ведь по указу №253 глава райисполкома несет персональную ответственность за обеспечение эффективной деятельности убыточных сельскохозяйственных организаций. А Александр Солоневич костьми ляжет, чтобы они процветали!

Подпишитесь на наш канал
comments powered by HyperComments
Из рубрики