weather20

USD 1.9493

EURO 2.2468

RUR(100) 3.2921

search

Сборы наличных денег в школах и детсадах запретить!

20 января 2017 года было опубликовано постановление Министерства образования №126, суть которого – запретить родительским комитетам собирать деньги. Давно пора! Никогда не был сторонником так называемых добровольных сборов для нужд детсадов, школ. Не потому что жалко, а потому что за державу обидно. Родители нынче, как крепостные крестьяне, которые несут добровольные взносы, как оброк.

В реальности платят кто добровольно, а кто-то отрывает из скудной зарплаты последнее или вообще залезает в долги. Уж если без поборов система образования не может функционировать, то не надо говорить, что дошкольное и среднее образование у нас бесплатное.

Кроме того, сборы внушительных сумм – это поле для коррупции. Думаю, чтобы не допустить злоупотреблений и коррупционных проявлений, и появилось постановление №126.

В своем мнении я далеко не одинок. Многие ганцевчане недовольны этими поборами, но не все открыто говорят об этом: опасаются давления на своих детей, хотя бояться некого.

Мнение о том, что сборы денег в школах – это нездоровая практика, уже не раз высказывали и представители власти. Бывший председатель постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Зданович сказал: “В законодательстве Республики Беларусь нет ни одного нормативного акта, который принуждал бы родителей учеников перечислять какие-либо средства школе”. Трое детей депутата учились в одной и той же столичной гимназии, и попечительских и иных взносов он никогда не платил. “Если бы руководство школы рационально использовало бюджетные деньги, в финансовой поддержке со стороны родителей школа не нуждалась бы. Приветствовалась добровольная физическая помощь: перенести мебель, в ремонте поучаствовать... “, – сказал Владимир Матвеевич.

Но поборы с родителей администрации школ преподносят, как повинность родителей. В некоторых учреждениях денежные «надои» с родителей впечатляют даже официальными суммами, а вот расходы вынуждают сомневаться, что «все для детей». К примеру, в СШ №3 г. Ганцевичи за 2015/2016 год без малого насобирали добровольно 75 644 842 неденоминированных рублей.

Читая планы родительских комитетов, попечительских советов, в основном все сводится к тому, чтобы собрать деньги на какие-то материальные затраты: ремонт, парты, газонокосилки, швабры, кастрюли, жалюзи, водяной насос в подвал и т.д.

К образовательному процессу в том понимании, которое логично воспринимается здравомыслящими родителями, данные траты никакого отношения не имеют.
Планы попечительского совета странные, мягко говоря. Вот выдержки из плана СШ №3 на их сайте http://sch3.gancevichi.edu.by/: «содействие в приобретении электроплиты для кабинета обслуживающего труда», «содействие в приобретении спортинвентаря», «содействовать в приобретении школьной мебели»...

В чем реально это содействие состоит? Что это за планы такие? Собраться и решить, сколько собрать денег с родителей? Объявляют ли тендер или конкурс на наилучшее предложение?

В их плане лишь один пункт, который действительно достоин внимания и как-то может помощь стимулировать учеников – «утверждение плана по финансированию программы награждения школьников».

Вот на что действительно не жалко денег, так на расходы, которые стимулируют детей лучше учиться и развиваться. К примеру, в гимназии ежегодно награждают лучших учеников по предметам и вручают им призы. Кстати, раньше это было единственное образовательное учреждение, где избирался попечительский совет и осуществлялись родительские взносы. Однако эти средства использовались целенаправленно: на освоение новых программ и инноваций, на расходы по обмену опытом с другими учреждениями и т. п. – и родители такой взнос одобряли.

А позже попечительские советы появились и в школах района. Однако уж слишком часто приходится выслушивать родителей, недовольных взносами.

Но не приходилось слышать, чтобы попечительский совет принимал решение оказать помощь ученикам из малоимущих семей или учреждал стипендии для одаренных школьников. А если где-то упустил, что в школах есть такая практика, то хотелось бы узнать конкретно – сколько тратится родительских денег на одаренных детей, на образовательные программы и сколько – на краску, жалюзи, кастрюли и газонокосилки?

Или родители должны зарабатывать на газонокосилки, швабры? Разве это блага для детей!?

В таком случае и директора, и учителя пусть платят взносы. Ведь они тоже пользуются благами.

И еще вопрос: почему многие деревенские школы района не собирают с родителей деньги – как это у них получается обходиться без этого?

Если одни справляются без сборов денег, то прав бывший депутат парламента В. Зданович, который сказал: «Денег для поддержания школ предостаточно. Руководителям учреждений образования нужно их рационально использовать».

Правильное постановление! Кормушку надо прикрывать, а заодно наглости поубавится у отдельных педагогических деятелей, которые требуют у родителей еще и отчитываться за добровольное пожертвование и приносить квитанции об оплате. Уплачивая налоги, мы уже заплатили и за образование. Каждый год дома мы не красим полы, не меняем обои и выживаем без жалюзей.

Из рубрики
comments powered by HyperComments