weather

USD 2.1154

EURO 2.3479

RUR(100) 3.3195

search

Ганцевчанин отдал работе в районной киносети 45 лет

Наряду с создателями кинокартин, режиссерами, великими артистами на индустрию кино работает большая группа технических специалистов. Успех кинокартины зависит и от качества работы людей, которые ее демонстрируют зрителю. Ганцевчанин Александр Харитонов работал в киноискусстве с 1967 по 2002 годы. 

 Александр Харитонов
Александр Харитонов / Фото: Анатолий Тихон

Мы встретились накануне праздника всех тех, кто причастен к национальной киноиндустрии, – Дня белорусского кино, поговорили об истории и перспективах важнейшего из искусств в нашем районе.

ПОТОМСТВЕННЫЙ КИНОМЕХАНИК

Александра Васильевича с самого детства окружали люди, жизнь которых была связана с кино. Его отец был киномехаником. В 1941 году Василий Харитонов ушел на фронт и пропал без вести. В 1944 году семья с маленьким Сашей приехала в Ганцевичи. Его бабушка работала на железной дороге, и уже на 20-ый день после освобождения райцентра ее из Узбекистана направили сюда на восстановление хозяйства.

После демобилизации приехал в Ганцевичи и дядя Александра Васильевича. С 1946-го по 1949-й он работал киномехаником в кинотеатре, который в то время располагался в доме №12 по улице Первомайской, где сейчас находится швейная компания.

– Кинотеатр был рассчитан на 176 мест. Уже в 10-м классе я ходил сюда и помогал киномеханикам, – вспоминает мой собеседник.

Была киноустановка и в единственной на то время десятилетке, куда пошел учиться Александр. Работать с киноаппаратурой его учил мастер из районного отдела культуры по фамилии Денисеня.

– Я ему помогал на кинопоказах до конца учебы. После школы думал, какую профессию получить. Случайно попалась на глаза «Комсомольская правда», где было объявление о том, что кинотехникум в городе Советск Калининградской области набирает абитуриентов. Учился там 2,5 года. Было много предложений в РСФСР, но я написал в Кинокомитет и добился, чтобы меня распределили в Ганцевичи. Поэтому до армии успел поработать несколько месяцев в кинотеатре старшим киномехаником.

Когда вернулся, был назначен техноруком в головной кинотеатр в Ляховичи: тогда два района были объединены в одну киносеть. Должность ввели в связи с тем, что в конце 50-х кинотеатры начали переходить на широкий формат. А спустя некоторое время меня назначили директором головного кинотеатра в Ганцевичах. Руководил районной киносетью, киновидеопредприятием.

Так выглядел городской кинотеатр до реконструкции.
Так выглядел городской кинотеатр до реконструкции. / Фото: из архива краеведческого музея

НОВАЯ ЭРА – КИНОТЕАТР «РОДИНА»

– В апреле 1966 года на пятиминутке председатель Ганцевичского райсовета Николай Платонович Калинка поставил задачу – строить городской кинотеатр. Выбирали для него место и остановились на том самом, где сейчас находится современный кинотеатр. Здесь с конца войны был местный рынок.

В Барановичах в архитектуре за два месяца сделали документацию. 17 августа заложили первый камень. Строил ПМК-7, тогда еще организация Барановичского района. Балки перекрытия были длиной по 15 метров, а тогда балковозов не было и поднимать нечем было. Поэтому строили долго.

5 февраля 70-го года в новом здании состоялся первый киносеанс.

Чтобы понять состояние сферы киноуслуг в 60-70-е годы прошлого столетия, обратимся к цифрам. В 1966 году в районе было 19 киноустановок: головной кинотеатр, 14 на селе и 4 кинопередвижки.

К концу 70-х практически 100% населенных пунктов были оборудованы стационарными киноустановками. Ганцевичский район одним из первых в стране отказался тогда от кинопередвижек (сегодня в районе работает одна кинопередвижка).

– Благодаря тому, что район наш компактный (в нем не так много населенных пунктов), а также личным связям в областной киносети, фильмы к нам попадали зачастую раньше, чем в другие регионы. В год мы охватывали своими услугами до 800 тысяч зрителей при населении района в 35 тысяч. Выходило более 20 посещений на душу населения, а это был один из лучших показателей в стране, – уточняет Александр Харитонов.

Кино было популярным. Многое решали кадры. У нас был широко распространен семейный подряд, особенно в крупных деревнях: Круговичах, Хотыничах, Денисковичах. Хочу вспомнить Ивана и Татьяну Бертош из деревни Денисковичи, Федора и Марию Ковальчук из Хотыничей, Ульяну и Александра Винник из деревни Борки. Работники постоянно повышали квалификацию, и росли не только профессиональные разряды, но и зарплаты.

Так выглядела реклама кино в советские времена.
Так выглядела реклама кино в советские времена.

НЕ ПОСЛЕДНЮЮ РОЛЬ ИГРАЛА РЕКЛАМА.

– Мы организовали работу в печати, в районной газете по субботам выходил анонс фильмов на будущую неделю. Работали с наружной рекламой, с литовками и плакатами, которые в то время рисовали художники. В 1972-м году широкую популярность получили выездные показы в сельских клубах и на предприятиях. С 1975 года в каждой десятилетке была своя киноустановка, так называемый кинотеатр «Спутник».

Когда строили СШ №3, то там уже был спроектирован и оборудован аппаратурой театрального типа полноценный кинозал. За качество очень строго спрашивали, и техперевооружение проходило постоянно. Когда прошла реконструкция кинотеатра в 2011 году, один из моих знакомых в шутку меня упрекнул: «Видишь, Александр Васильевич, какой теперь кинотеатр, а ты какой-то сарай построил».

На это я ответил, что если бы я тогда не построил сарай, то и этого здания не было бы.

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЙОННОЙ КИНОСЕТИ

– Хотя личность Ленина сейчас не популярна, но его фраза о том, что из всех искусств для нас важнейшим является кино, справедлива и сегодня. Во времена, в которые я работал, могли ли другие виды массовой культуры дойти в Маково, в Переволоки или в Полонь, где у нас стояли стационарные киноустановки? Еще одним важным качеством кино советской эпохи было его содержание.

Советские фильмы, несмотря на политические и идеологические разногласия, становились победителями престижных кинофестивалей, их признавали и в американской киноакадемии. Поэтому большие надежды я связываю с перезагрузкой нашего национального флагмана – «Беларусьфильма».

Если студия начнет делать качественное кино, мы сможем вернуть зрителя в кинозал. Вторым моментом, как и в мое время, должна стать постоянная модернизация оборудования. Сегодня сотни миллионов людей во всем мире продолжают посещать кинотеатры, чтобы переместиться в чудесный мир кино.

К счастью, современные технологии не смогли увести зрителя из кинозалов. Они только разнообразили это погружение элементами дополнительной реальности, сделав еще более эмоциональным. Поэтому я уверен, что вместе с некоторыми инвестициями в эту сферу изменится ее благополучие в нашем районе.

comments powered by HyperComments
Из рубрики