weather

USD 2.095

EURO 2.3557

RUR(100) 3.2765

search

Что нужно менять в школьной программе: мнение педагогов и учащихся

Существует мнение, что современным детям стало сложнее учиться, чем когда-то их родителям. И даже глава государства недавно раскритиковал систему образования в средних школах, заметив, школьная программа очень насыщена и сложна, и пообещал откорректировать её в ближайшем будущем.

 Фото носит иллюстративный характер
Фото носит иллюстративный характер

Корреспондент «ГЧ» поинтересовалась у старшеклассников и учителей, что они думают о сложности школьной программы и нужно ли ее упрощать, а также о том, готовит ли она будущих абитуриентов к централизованному тестированию. Ответы получились противоречивые.

ОЛЕГ ИВАНОВИЧ НОВИК, учитель истории СШ №3:

Новик Олег Иванович
Новик Олег Иванович / Фото: из личного архива

Хочу сказать, что школьная программа не настолько сложна, чтобы её не мог усвоить ученик. Просто одному она даётся легко, другому – сложнее: в каждом классе есть сильные и слабые дети. И это нормально, потому что ученики все разные: одним легко даются история и языки, а другие гораздо успешнее усваивают точные науки.

Учебники действительно достаточно сложные. И учитель должен постараться объяснить ученикам сложный материал понятным языком. Имея дополнительную литературу, тот же интернет, мобильники, грех их не использовать. К примеру, мои ученики постоянно делают видеосообщения по различным темам, и мы их смотрим по телевизору в кабинете.

Если бы в кабинете был интернет, то я и телефоном разрешил бы ребятам пользоваться в учебных целях: найти информацию или онлайн задачи решать.

К примеру, на уроках ОБЖ можно зайти на сайт и решать билеты онлайн. Я за то, что все новые гаджеты нужно использовать в школе, чтобы улучшить процесс образования. Я уверен, что сильные ученики могут самостоятельно подготовиться к централизованному тестированию по школьной программе.

У меня был ученики, которые посещали факультатив, успешно сдавали тестирование и набирали хорошие баллы. Я знаю, что ЦТ основано на школьных учебниках и школьной программе: таковы требования, они контролируются и проверяются. Конечно, встречаются задания сложнее, чем проходили в школе, но если у ребенка есть определенный багаж знаний, он найдет правильное решение.

Однако я хочу заметить: когда дети оканчивают среднюю школу и сдают экзамены, через неделю им предстоит сдавать тесты. А форма школьных экзаменов и форма тестов совершенно разные. Это большая нагрузка для выпускников – подготовиться к двум совершенно разным и сложным экзаменам. Я считаю, что форма экзаменов должна быть одинаковой в школе и при поступлении в вузы.

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ОРСА, учитель русского языка:

Орса Мария Александровна
Орса Мария Александровна / Фото: из личного архива

Программа и должна быть сложной для того, чтобы подготовить детей к жизни, к дальнейшей учебе в ВУЗах. По опыту могу судить, что большинство современных детей учатся не так, как было раньше. Они постоянно куда-то спешат, не сидят долго над учебниками, у них нет усидчивости.

Большинство детей проводят время с мобильниками в руках или сидят за компьютером, и очень сложно их от этого отвлечь. Поэтому они мало читают, а значит, и грамматика слабее, и общения нет такого, каким оно должно быть.

Учебники, по-моему, разумно и грамотно написаны, но проблема в том, что даётся мало времени на изучение материала. Тема дается на один час, и пока ученик прочитает три-четыре параграфа, то закрепить материал, получить навыки нет времени. Так, тема степени сравнения прилагательных в учебнике расписана на страницах восьми.

Если учитель даёт небольшую схему вместо нескольких страниц текста, то появляется некая возможность закрепить материал. А если два учителя-языковеда в дружном тандеме работают, как когда-то я с М.К. Залетенко (она белорусский язык преподавала, я – русский), то, бывало, дети на уроке говорят:

«А мы эту тему хорошо разобрали на беларускай мове».

И мы переводим их знания на русский язык и сразу же закрепляем. Бывало и наоборот: на уроках русского языка мы первыми проходили тему, а на белорусском языке её лишь закрепляли. Мы хорошо знали работу друг друга, и интеграция была сильная, поэтому и детям было легче, и нам.

Я думаю, практически все дети могут подготовиться к тестированию. Мои ученики хорошо сдавали ЦТ и поступали без репетиторов. Сильным школьникам достаточно школьной программы, чтобы успешно сдать тестирование. Да, в тестах есть задания более сложного уровня.

Но в том-то и нюанс, что логическое мышление должно быть развитым, чтобы ребенок владел всеми нормами языка и мог сориентироваться и применить свои знания, полученные в школе.

ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА ВОДОПЬЯН, методист лицея, учитель немецкого языка.

Водопьян Валентина Петровна
Водопьян Валентина Петровна / Фото: из личного архива

О сложности школьной программы судить трудно, потому что для некоторых она не такая и сложная, раз они получают высшие 100 баллов. Но, думаю, программа и должна быть сложной: в министерстве она из года в год она отслеживается, и если часть школьников достигает максимума, то зачем ее упрощать?

Сейчас существует 10-балльная система, которая достаточно объективно оценивает уровень знаний учеников: одни успешно усваивают знания, другие получают невысокие баллы. Если сделать программу более легкой, то к чему в итоге мы придем?

100 баллов на ЦТ получат полреспублики, и что, принимать всех в ВУЗы? Считаю, система образования выстроена правильно и дает возможность всем выбрать ту специальность, к которой есть склонность.

Все не могут да и не должны получать высшее образование, в республике есть потребность и в технических профессиях, как, например, хлеб выращивать, готовить еду, строить дома и так далее. Но если у ребенка есть желание учиться дальше, то можно это сделать не сразу, а постепенно шагая по карьерной «лесенке»: успешно окончить лицей, потом поступить в ССУЗ или ВУЗ.

У нас немало таких примеров: приходят ребята с низким баллом (3-4), а после окончания лицея у них уже 7-8 баллов или даже диплом особого образца, а это шанс продолжить учебу.

Конечно, детям, которые закончили базовую школу с невысоким баллом, тяжело постигать и специальность, и школьное образование параллельно, да и программа у нас не отличается от школьной.

Но тех знаний, которые они получают на уроках в лицее, им достаточно для того, чтобы потом сдавать тестирование, и у некоторых это получается довольно успешно. Плюс у нас есть факультативы по языкам, математике, физике. И дети могут подучить то, что не усвоили на уроке либо подзабыли.

Конечно, учеба – это всегда тяжело, но как сказал один ребенок: «Зато кем я стану!» Эти усилия стоят того, чтобы добиться лучшего результата.

ДАРЬЯ ЯКУБУК, ученица 10 класса СШ №3:

Якубук Дарья
Якубук Дарья / Фото: из личного архива

Я не считаю школьную программу сложной или непонятной. Тот, кто хочет учиться, выучит. Это я осознала на своем примере. Девятый класс я окончила с довольно низким баллом – 5,8, потому что уделяла учебе мало времени.

В этом году я задумалась о том, что хочу получить высшее образование, а чтобы поступить, нужно получить аттестат с хорошим баллом. И я взялась за учебу: стала больше читать, более ответственно относиться к домашним заданиям. И за первое полугодие мне удалось повысить свой балл до 6,4. И это, думаю, не предел.

Сейчас, конечно, учеба занимает довольно много времени: каждый день у нас по 6-7 уроков. Еще я занимаюсь на факультативах. И на домашнее задание уходит примерно по несколько часов. Поэтому у меня практически не остается свободного времени, но у меня есть цель, я и к ней иду.

Недавно я проверила свои знания в репетиционном тестировании. Хоть я на этот раз и получила не очень высокий бал, но зато поняла, где у меня есть пробелы, что нужно подучить. Это был положительный опыт. Теперь я знаю, какую литературу приобрести, чтобы восполнить пробелы.

АНАСТАСИЯ ВОЙТЕШИК, ученица 11 класса гимназии:

Войтешик Анастасия
Войтешик Анастасия / Фото: из личного архива

В некоторых случаях действительно учеба дается нелегко, и дело тут не в школьной программе. Если школьник не учился изначально, и в знаниях есть пробелы, то восполнить их нелегко. Но тут можно самостоятельно засесть за учебники, или попросить помощи у учителя объяснить непонятное. Достаточно только захотеть выучить.

Я же всегда любила учиться, учеба м давалась легко, поэтому школьная программа мне не кажется сложной. Сейчас я готовлюсь к поступлению: знаю, куда буду поступать, и усиленно изучаю предметы для сдачи ЦТ. Но и другие предметы не упускаю, хороший аттестат – это очень важно.

Времени учеба отнимает много: уроки плюс факультативы, домашнее задание и самоподготовка к тестированию. В итоге спать ложусь ближе к 24 часам. Поэтому я не боюсь предстоящего тестирования. Я много занималась и знаю: если есть какое-то задание, но оно немного отличается от того, что ты раньше решал, нужно включить логику и применить знания, что у тебя есть.

Тестирование – это багаж знаний плюс логика. Это как задание в учебнике, помеченное звездочкой. Если справишься – значит, к тестированию готов. Все просто.

АНАСТАСИЯ РЫТВИНСКАЯ, выпускница гимназии, получила 100 баллов по белорусскому языку в 2017 году:

Анастасия Рытвинская
Анастасия Рытвинская / Фото: из личного архива

Не могу сказать, что у тестирования и экзаменов разные требования. Абсолютно всё проходится в школе, ну, может, за исключением некоторых моментов. Главное – это именно систематизировать и усвоить весь материал, и тогда успех гарантирован.

У меня была цель получить 100 баллов по математике, так как я на одном из этапов на РТ достигла этой цифры. Была достаточно уверена в этом, но в итоге получила 100 баллов по белорусскому языку. Белорусский язык я выбрала просто потому, что большая часть класса выбрала русский. А я подумала:

«Меньше народа – больше кислорода».

В 10-11 классах у нас были факультативы для подготовки к ЦТ, на которых мы проходили все темы и затем решали тесты прошлых лет. И я могу с уверенностью сказать, что язык можно выучить без репетиторов, главное –упорство.

В 11 классе на 3-ем этапе РТ у меня уже был результат 98 баллов. И после этого я решила походить два месяца к репетитору, чтобы не расслабляться. В итоге получилось!

comments powered by HyperComments
Материалы по теме
Из рубрики