weather

USD 2.095

EURO 2.3557

RUR(100) 3.2765

search

Образование развивается: шаг вперед, два назад

Именно так можно характеризовать развитие системы образования нашей страны в последние три десятилетия. Свою точку зрения попробую подтвердить конкретными фактами.

 Фото носит иллюстративный характер
Фото носит иллюстративный характер

Анализ распределения средств государственного бюджета свидетельствует о том, что в нашей стране сфера образования не является приоритетной. Беларусь, например, является одним из мировых лидеров по соотношению числа сотрудников милиции к населению.

Среднемировой показатель составляет 300 полицейских на 100 тысяч человек, ООН рекомендует 222 полицейских. Наименьший европейский показатель – в Швеции –195–200 на 100 тысяч населения. Можно было бы безболезненно значительно сократить расходы (854 264 511 рублей или 3,9%) на содержание нашей милиции.

Подобное положение дел вызывает целый ряд негативных явлений в образовательной сфере. Уровень оплаты труда педагогических работников низкий.

В среднем за 2018 год она составила 791,5 рубля. Но здесь нужно учитывать два фактора. Во-первых, средняя нагрузка учителей превышает учебную ставку; во-вторых, названная средняя зарплата – это сумма до уплаты налогов. Вычтите из этой суммы подоходный налог (13%), взносы в ФСЗН (1%) и другие сборы, к примеру, профсоюзные взносы (1%).

Нетрудно подсчитать полученную на руки сумму. Утверждение главы государства на совещании 1 февраля 2019 года о том, что «учитель у нас уже за 900 рублей получает в среднем», не соответствует действительности.

Напомню, что Закон об образовании в ст. 52 ещё в 1991 году предполагал «достижение уровня среднемесячной заработной платы педработников не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников в промышленности, а профессорско-преподавательского состава – не менее чем в 1,5 раза выше этого уровня».

В Кодекс об образовании это положение не вошло. Ныне ставится задача обеспечить в текущем году среднюю зарплату педагогических работников на уровне 80% от средней по стране. Нетрудно заметить существенную разницу между 100% от средней зарплаты работников в промышленности и 80% от средней по стране. На данный момент отсутствуют необходимые исходные данные о планируемом двойном повышении зарплаты бюджетникам в мае и сентябре т. г., которые позволили бы определить уровни оплаты учительского труда в новых условиях.

Однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что по уровню оплаты педагоги останутся в нижней части «турнирной таблицы», если с учётом инфляции не опустятся ещё ниже. Недостаточное финансирование образования ведёт к значительным трудностям в поддержании на должном уровне и обновлении её материально-технической базы: текущий ремонт, приобретение наглядных пособий, учебного оборудования, современной компьютерной и множительной техники и т. д.

На повестке дня вопрос подключения учреждений образования к высокоскоростному Интернету и на этой основе развития дистанционного обучения. Ранее в решении проблем подобного рода значительную помощь школам оказывали закреплённые за ними решениями облисполкомов базовые предприятия. При гарантированном в статье 49 Основного закона страны бесплатном общем среднем образовании и официальном запрете Министерства образования сбора денег с родителей (постановление №126 от 28 декабря 2016 года) добровольно-принудительная система поборов повсеместно процветает.

Только с 2014 по 2017 год финансирование высшего образования сократилось более чем на 40%. Здесь выход найден в увеличении числа обучающихся на платной основе и ежегодном росте стоимости обучения. Из общего числа 268,1 тысячи студентов ныне 150,6 тысячи (56,2%) занимаются на платной основе. Из 113,3 тысячи учащихся ССУЗов 40,7 тысячи (35,9%) – «платники». Подобная политика затрудняет получение высшего и среднего специального образования молодёжью, в первую очередь из числа уязвимых групп населения.

ЕСТЕСТВЕНЕН ВОПРОС: «ГДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА ОБРАЗОВАНИЕ?»

Обратим внимание на то, что принятый нашими «депутатами» фактически без обсуждения государственный бюджет на 2019 год не является, как это утверждается властями, социально ориентированным. На социальную политику, включая пенсионное обеспечение (8,9%), образование (4,8%), здравоохранение (4,6%), физкультуру и спорт (1,5%), культуру (0,7%) суммарно выделено 4 505 090 442 рублей или 20,5% от его расходной части.

Для сравнения воспользуемся данными Василия Русовича («Народная Воля» от 26.02.19 г.): социальный компонент в бюджете Финляндии составляет 71% (социальная политика и пенсионное обеспечение – 43,7%, образование – 10,9%, охрана здоровья – 14,3%, культура – 2,5%. От 50 до 70% бюджета выделяется на социальные нужды в Швеции, Норвегии, Дании и многих других странах Западной Европы.

Если бы наши «народные избранники» были подотчётны избирателям, они нашли бы возможность перераспределить расходы в пользу социальной сферы. Урезав, к примеру, выделенные ныне 10.359.693.517 руб. (47,1%) на содержание раздутого аппарата государственного управления. Тем самым они понудили бы исполнительную власть уменьшить число министерств и ведомств, перераспределить управленческие функции, развивать местное самоуправление и тем самым обеспечить реальное сокращение численности государственных служащих.

Во второй половине 80-х годов начали осуществляться структурные, организационные и содержательные изменения в образовательной сфере. Наиболее значимым из них был начатый в 1998 году постепенный переход отечественной общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения. Появились учреждения нового типа: лицеи, гимназии, колледжи. В общеобразовательных школах широкое распространение получили уклоны, лицеистские и гимназические классы.

ВУЗы стали переходить на двухуровневую систему подготовки специалистов: бакалавриат и магистратура. Белорусская высшая школа стала участником Болонского процесса. Однако вскоре начался откат назад. На заключительном этапе перехода на 12-летку с подачи первого заместителя главы Администрации президента Анатолия Рубинова этот процесс был признан нецелесообразным, и в одночасье (в 2008 году) школа была возвращена к ранее действующей структуре.

Отмена породила ряд проблем: необходимости некоторым учащимся за один год изучать двухлетний курс, осуществлять двойной выпуск из средней школы и двойной конкурс при поступлении в ВУЗы абитуриентов с различным уровнем подготовки, другие негативные явления. Во многих городских школах нарушаются предусмотренные Кодексом об образовании нормативы наполняемости начальных классов (не более 20 учащихся).

Количество студентов сократилось с 445,6 тысяч в 2011/12 учебном году до 268,1 тысячи в текущем. Появилось предложение сократить продолжительность обучения в ВУЗах. Магистерская ступень объявлена фактически частью аспирантуры. Это означает, что белорусская высшая школа будет работать на производство специалистов с очень урезанным уровнем профессиональной подготовки, без приемлемого знания иностранного языка, с отброшенными гуманитарными дисциплинами и предметами эстетического цикла.

ПОЧЕМУ ВСЁ ЭТО ПРОИСХОДИТ?

Вероятнее всего, дела в экономике страны не столь блестящие, как в этом пытается нас убедить белорусское телевидение. В складывающейся ситуации нельзя не заметить снижения социального статуса и престижа профессии учителя в обществе.

Обычным явлением является принуждение педагогов к выполнению несвойственных им функций, огромное бумаготворчество, неквалифицированный контроль за деятельностью учреждений образования. Повысить социальный статус учителей можно через более эффективную мотивацию их труда. Указом Президиума Верховного Совета БССР 04.06.1940 года установлено звание «Заслужаны настаўнік Беларускай ССР». Для примера:

в 1966 году этого звания удостоены 333 педагога, в 1967 – 216, в 1968 – 511 (БСЭ. - Т.4.- С.513 – 517). В последние 13 лет (2006 – 2018 г. г.) аналогичное звание «Заслужаны настаўнік Рэспублікі Беларусь» присвоено 11 педагогам. В нашей стране легче получить генеральское звание, чем почётное учительское. По сообщениям прессы, в Беларуси насчитывается более 120 действующих генералов и должностных лиц, имеющих равные с ними специальные звания и аналогичные знаки различия. Это, не считая присвоенных 3 ноября 2011 года главой государства званий генерал-майора председателям облисполкомов и Минского горисполкома.

Проанализируйте телевизионные кадры награждения наиболее отличившихся граждан нашей страны. Там превуалируют работники силовых структур, но не социальной сферы. В этих условиях практически не выполняют свою основную (защитную) функцию государственные профсоюзы. Не случайно в системе общего среднего образования работает лишь 13,6% мужчин. Постановлением правительства СССР в 1936 году была установлена 18-часовая недельная учебная нагрузка учителей (в начальной школе 24 часа).

Не менялась она ни в суровые военные годы, ни в тяжёлый послевоенный период! Во второй половине 90-х годов учебная нагрузка учителей начальных классов была снижена до общепринятых 18 часов. Однако постановлением СМ РБ от 6 августа 2013 года №689 недельная учебная нагрузка учителей и педагогов дополнительного образования была увеличена с 18 до 20 часов. Одновременно преподавателям лицеев и колледжей её повысили с 720 до 800 часов в год. Это, естественно, привело к снижению и так невысокой зарплаты педагогических работников.

КАКОЙ РЕАКЦИИ ОЖИДАТЬ ОТ УЧИТЕЛЕЙ?

Опираясь на личный многолетний опыт работы в образовательной сфере, осмелюсь спрогнозировать реакцию тех, чьи права и интересы постоянно попираются. Ничего не случится. Нынешние учителя в массе своей не способны отстаивать свои права. Будут и дальше содержать своих профсоюзных «защитников», оставаясь членами этих организаций. По команде сверху целыми коллективами вступят в «Белую Русь».

Будут и в дальнейшем в составе избиркомов обеспечивать «нужным» кандидатам «элегантные» победы на «выборах». Продолжат мириться с рабской контрактной системой, будут безропотно выполнять несвойственные им функции. Вот только свою основную функцию они всё в большей степени осуществляют хуже и хуже. Всё меньше в учреждениях образования Педагогов с большой буквы, ярких личностей. Им всё труднее найти своё место в школе.

Нельзя обойти вниманием роль сферы образования в национально–культурном возрождении. В конце советского периода, в 1988 году, доля белорусскоязычных школьников снизилась до 22%. Это был результат русификации, которая велась, начиная с 1960-х, когда на русский язык стали массово переводить городские школы. Национальное возрождение начала 1990-х привело к резкому росту доли обучающихся на родном языке школьников.

Этому способствовали активная позиция национально ориентированных депутатов Верховного Совета ХІІ и ХІІІ созывов и принятый Закон «Об образовании», ст. 1 которого провозгласила принцип «национально-культурной основы образования». Всё в большей степени в центре и на местах белорусский язык использовался при проведении сессий и заседаний исполкомов Советов всех уровней, коллегий, других мероприятий, при подготовке документов и, самое главное, в быту.

Работая с 1979 по 1996 год в должности заместителя начальника управления образования Брестского облисполкома и курируя вопросы организации учебно-воспитательного процесса, не припомню ни единого случая возникновения конфликтных ситуаций по данному вопросу. Процесс возрождения родного языка и культуры носил эволюционный характер и не вызывал отторжения общественности. Но ... «недолго музыка играла».

Глава государства публично объявил о неполноценности белорусского языка. И сразу же Кодекс об образовании основой государственной политики в сфере образования определил «обеспечение равенства белорусского и русского языков» (ст.2, п.2.9). В итоге за период 1995–2006 гг. доля белорусскоязычных школьников вернулась к уровню конца 1980-х, а за последующие 10 лет сократилась еще вдвое. Были свёрнуты все белорусскоязычные потоки в вузах. Государство не способствует созданию в стране Университета имени Нила Гилевича, запрещается белорусская символика.

Система образования на родном языке государством не популяризируется и в итоге деградирует. В условиях господства авторитарной системы управления не реализуется на практике закреплённый в Кодексе об образовании принцип «государственно-общественного характера управления образованием» (гл.2, п.1.9), в соответствии с которым реальные права в решении самых различных вопросов жизнедеятельности учебных заведений имели бы педагоги, учащиеся, родители.

Не соответствует демократическим принципам управления положение, при котором руководители учебных заведений и ректоры вузов не избираются, а назначаются в административном порядке. Советская школа обоснованно признавалась лучшей в мире. В свою очередь, белорусская занимала в ней передовые позиции.

Сегодня этого нет. Наша образовательная сфера, включая все её структуры, находится в глубоком системном кризисе. Даже продолжая двигаться вперёд по некоторым направлениям, наша система образования всё больше отстаёт от лучших в мире образовательных систем. Задача системы образования триедина: воспитать гражданина, профессионала, семьянина. По каждому из этих направлений в силу различных причин школа не срабатывает надлежащим образом. Воспитать гражданина – такая цель и не ставится. В условиях господства в стране страха, лжи, холуйства, безразличия, неразвитого гражданского общества, жёстких действий режима по подавлению его основных компонентов достижение этой цели крайне затруднено.

КОГО ФОРМИРУЕТ НЫНЕ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ?

Скорее, инертных людей, принимающих всё на веру, послушных «винтиков» механизма, как в советское время, только худшего качества. Подготовить профессионала означает заложить в общеобразовательной школе фундамент знаний и в последующем через систему технического, специального и высшего образования подготовить с учётом на перспективу в необходимом количестве квалифицированных специалистов. К сожалению, уже на первом этапе решение этой задачи затруднено.

Главным негативным моментом является содержание школьного образования. Произошло огромное увеличение объёма программ по большинству учебных дисциплин при одновременном росте сложности многих заданий. Выход видится в подготовке новых учебных программ, качественных учебников и, самое главное, индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

Высшая школа, формально присоединившись к Болонскому процессу, не торопится выполнять основные его положения. Отсутствуют университетская автономия, самоуправление, интеграция в европейскую и мировую образовательную среду путём развития академической мобильности студентов и преподавателей, выборность ректоров. Косвенным критерием качества является международная привлекательность высшего образования.

Около 10% от общего числа белорусских студентов выезжают учиться за границу, главным образом в Польшу. В то же время в два раза меньше (5,8%) приезжают из-за рубежа в Беларусь. В текущем учебном году в наших вузах обучается 15.506 иностранных студентов, половина из них (7.749) – граждане Туркменистана. Задача государства заключается не в том, чтобы лезть в содержание образования, а в том, чтобы правильно определить образовательную политику.

Конкретными проблемами образования должны заниматься специалисты. В нашей стране субъектом формирования образовательной политики является один человек – глава государства. Те, кто способен объективно оценить реальную ситуацию и не боится публично высказать свою позицию, в государственных печатных изданиях, на монополизированных в нарушение статьи 33 Основного закона каналах белорусского телевидения, являются персонами нон гранта.

Отсутствует площадка для обсуждения многочисленных проблем в образовании. В результате нет объективного видения как ближайших, так и отдалённых перспектив развития образовательной сферы, программы и стратегия её развития. Сказанным далеко не исчерпывается перечень проблем образования в нашей стране. Необходима дискуссионная площадка по этой тематике, где могли быть высказаны самые различные точки зрения. А в споре, как известно, рождается истина.

В 2019 году на образование планируется потратить 1.048 млн рублей, что составляет 4,8% от расходной части бюджета. Для сравнения: на национальную оборону выделено более 1.240 млн, органы внутренних дел – 854,2 млн рублей. А ещё финансирование органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, пограничной и таможенной служб, службы охраны президента и множества других структур, работники которых имеют специальную форму.

Суммарные расходы только на финансирование двух ведомств – милиции и КГБ – 1 044 189 165 рублей. Они практически равны расходам на образование и превышают расходы на здравоохранение (1 019 893 543 рублей). К тому же, удельный вес выделяемых на образование бюджетных средств в последние 10 лет неуклонно снижается.

ОБ АВТОРЕ: НИКОЛАЙ КОВШ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, Г. БРЕСТ.

В 1963 году с отличием окончил физико-математический факультет Мозырского пединститута. Работал учителем физики сельской школы в Столинском районе, инспектором школ Столинского районо. С декабря 1972 года – инспектор школ Брестского облоно, с декабря 1976 года – заместитель директора областного ИУУ. В 1979–1996 г. г. работал в должности заместителя начальника управления образования Брестского облисполкома, с апреля 1996 по сентябрь 2002 года – председателем обкома отраслевого профсоюза. Тема диссертации: «Управленческая деятельность органов образования по укреплению здоровья школьников».

comments powered by HyperComments
Материалы по теме
Из рубрики