weather

USD 2.4376

EURO 2.8905

RUR(100) 3.3334

search

Экономист ушел в милиционеры, хореограф в бровисты, а педагог в банковскую сферу: почему они работают не по диплому

Время вступительной кампании приближается с каждым днём, и у нынешних выпускников остаётся совсем мало времени, чтобы определиться с выбором будущей профессии. Какую профессию выбрать, чтобы потом не сожалеть? Своим опытом с читателями "ГЧ" поделились молодые специалисты.

 Почему люди не работают по специальности. Выгодно ли это государству
Почему люди не работают по специальности. Выгодно ли это государству

Если внимательно посмотреть вокруг, можно увидеть много людей, работающих не по специальности, и при этом удивиться их профессионализму. Возникает вопрос: «А почему же они сразу не пошли учиться именно на эту профессию?» Попробуем в этом разобраться.

Автор пообщалась с людьми, которые осваивали в университетах совершенно другие специальности, нежели по которым работают сейчас. Спектр специальностей очень разнообразен. Они рады, что работают не по специальности, указанной в дипломе, и охотно поделились своими секретами успеха с читателями «ГЧ».

Константин имеет два высших образования: педагог-инженер и бухгалтер-экономист в промышленности и на предприятии. Ни по одной из этих специальностей он не работал ни дня. Сразу же возникает вопрос «Почему?»

На него Константин ответил так:

«При выборе профессии исходил из того, куда я могу пройти со своими баллами и каких специалистов не хватает нашей стране. А спустя пять лет обучения на бюджете университет не смог предоставить мне рабочее место».

Константину пришлось трудоустраиваться самостоятельно и, разумеется, уже в другой сфере. На данный момент Константин является сотрудником Ганцевичского РОВД. В занимаемой должности он видит своё призвание:

«Мне нравится быть полезным обществу и государству».

Константин был бы не против совмещать преподавательскую и научную деятельность по полученным специальностям в университете, т.к. сотруднику ОВД это разрешено. Но, к сожалению, в Ганцевичах для этого нет возможности.

Смотрите также: Как бесплатно получить высшее образование. Советы выпускников

Освоить совершенно новую профессию Константину было легко:

«Всё зависит от человека и от того, есть ли у него желание развиваться в новой профессии, а не просто ходить и получать заработную плату».

Как и все последующие герои, он считает, что в определённых сферах, таких как медицина и педагогика, без обучения по специальности не обойтись. Это слишком серьёзные сферы деятельности, которые освоить самостоятельно вряд ли получится. Вот только жаль, что дипломированные специалисты уходят в другие сферы в поиске более достойного заработка и других преференций. Но выгодно ли государству в экономическом плане отучить за свой счёт студента, который потом не будет работать по полученной специальности?

«Это категорически не выгодно! Затрат идёт гораздо больше, чем потом отдачи», – считает Константин.

И тут можно согласиться. Но как так получается, что государство выделило деньги на обучение, а рабочее место в итоге не предоставило? Выходит, само себя загоняет в экономическую яму. И это касается обучения студентов за счёт бюджета.

У платников страдает бюджет семьи студента. Получается, что родители платят деньги, а в итоге дети не могут реализоваться в выбранной специальности. И на это есть ряд причин. Татьяна по образованию педагог-филолог. Она считает, что образование пригодится в любом случае, даже если человек не работает по специальности.

«Нисколько не жалею о потраченных годах и средствах. Сейчас я могу достойно воспитать и многому научить своего ребёнка. Высшее образование не может быть лишним».

В Беларуси, как правило, при устройстве на любую работу всегда приветствуется высшее образование. А если, как говорит Татьяна, в голове ещё есть мозги, а не просто голова как приложение к телу, то проблем с трудоустройством и самореализацией вообще не возникнет.

Татьяне было несложно переквалифицироваться на специалиста управления розничных продаж в сети банка. Согласитесь, сферы абсолютно разные, но ганцевчанка не жалеет, что не стала педагогом. Когда она после третьего курса впервые пришла на практику в школу, то поняла, что это не её, и по окончании учебы устроилась не по специальности.

«Мне нравится моя работа с клиентами банка. Всё познаётся в сравнении», – пояснила Татьяна.

Лада почти и не уходила из профессии. Она гордится своим занятием и говорит:

«Теперь я воспитываю брови!» Лада работает мастером по оформлению бровей. Профессия приносит ей большое удовольствие, и с её помощью девушка самовыражается. Училась Лада на воспитателя со специализацией хореограф. Говорит, что, когда выбирала профессию, не знала, кем хочет быть.

Но специализация хореографа её привлекала, так как в школьные годы ей нравились танцы. Но к третьему курсу поняла, что не готова отдать всю жизнь этой профессии. Тогда и начались новые поиски себя, которые продлились недолго.

Смотрите также: Абитуриентам на заметку. Что предлагают в новом учебном году университеты Брестской области

Уже в общежитии Лада начала делать брови. Сначала была самоучкой, а затем прошла онлайн-курс у российского мастера, онлайн-марафон у 16 лучших мастеров СНГ, бизнес-тренинг по продвижению в интернете бьюти-мастеров. И все эти усилия привели к тому, что теперь у неё своя уютная студия в городе Барановичи. Что касается вопроса, выгодно или невыгодно государству такое кочевание кадров, Лада высказала свою точку зрения и поделилась хорошей идеей:

«Конечно, государству невыгодно! И я думаю, нужно создать в школах факультативы по поиску себя и своих интересов, чтобы в дальнейшем люди не метались из стороны в сторону, не растрачивали попусту бюджет страны, а сразу шли туда, куда душа лежит, и только в этом случае обучение будет выгодно государству, ну и человек время не потратит зря».

Лада, таким образом, время учёбы не потеряла. За четыре года обучения на воспитателя она нашла своё призвание и полезный опыт.

«Во-первых, у меня не принято о чём-то жалеть, во-вторых, в будущем мне это пригодится в воспитании собственных детей», – подытожила Лада.

История Вадима из Минска немного иная. Он, скорее, пожалел о потраченных годах в университете. Учился он на маркетолога-экономиста в БНТУ на платном отделении. Говорит, что поступил по своему желанию. Но ему не хватило одного балла, чтобы поступить на желанную специальность, и он выбрал ту, где проходил по баллам и рассматривал её как запасной вариант. К третьему курсу к Вадиму пришло осознание, что знаний, полученных в университете, ему не хватит. Он хотел забрать документы и пойти работать.

«Сейчас очень много видов работы, для которых диплом вообще не нужен. Для работодателей главными критериями являются твои личные качества, целеустремлённость, желание обучиться новой профессии на месте и работать», – аргументирует Вадим.

Но всё же он понимал, что его родители потратили уже много средств, нервов и сил, и решил доучиться. Когда вышел на работу, он утвердился в своих убеждениях.

«Что дают в университете и что происходит на работе – небо и земля. И зачем я тогда тратил столько времени, сидя на лекциях, если мне приходилось на работе учиться всему заново. Я и без университета мог это сделать», – поясняет Вадим.

Но и в этой ситуации Вадим попытался найти плюсы. Говорит, что во время учёбы завёл много знакомств, появились связи, которые могли пригодиться в будущем, и не стоит забывать об общем развитии, которое даёт ВУЗ. Вадим отработал год, но его не устроили условия работы и зарплата, к тому же парня призвали в армию. После армии он решил не возвращаться на прежнюю работу и попытался найти новую. И у него это получилось. Сейчас он работает в брокерской компании в отделе продаж.

«Теперь меня устраивает всё: и условия, и зарплата, и сама работа приносит удовольствие», – говорит Вадим.

Новой профессии его обучили на месте, а дальше всё зависело от него и его желания. Он считает, что деньги его родителей на учёбу были потрачены не зря. Что касается экономической выгоды государства, собеседник высказал следующее:

«Как правило, условия для молодых специалистов ужасные, и если ты остаёшься отрабатывать, то государству это очень выгодно, оно относится к тебе как к инструменту для зарабатывания денег, выплачивая тебе мизерную зарплату и растрачивая твои ресурсы».

Из всего сказанного следует вывод: причины, по которым люди не работают по диплому, разные. Кто-то просто ошибся с выбором профессии, кого-то не устраивают условия, а кому-то вообще не предоставили рабочее место. И это не личная проблема этих людей, а всего общества и государства. И её необходимо решать.

СПРАВКА

Поскольку официальной статистики «не работающих по диплому» по Беларуси нет, будем опираться на слова героев статьи. Например, Вадим утверждает, что более 50% его бывших одногруппников не работает по специальности. А вот у Лады таких одногруппников всего три человека, в числе которых она сама. Татьяна назвала 40%. У Константина же почти все одногруппники работают не по специальности, что составляет 95%.

В среднем получается, что около половины выпускников не работают по специальности, а на специальное образование тратятся огромные ресурсы, как личные, так и государственные.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА. АННА СЕВЕРИНЕЦ

Анна Северинец, известный педагог, учитель русского языка и литературы в гимназии города Смолевичи
Анна Северинец, известный педагог, учитель русского языка и литературы в гимназии города Смолевичи / Фото: facebook

Анна Северинец - известный педагог, учитель русского языка и литературы в гимназии города Смолевичи, исследователь белорусской литературы, писательница и популярный блогер. Окончила филфак БГУ, БГЭУ. Вот что она ответила на вопрос: почему выпускники ВУЗов не работают по выбранной специальности и как выбрать выпускнику специальность, чтобы потом не пришлось переучиваться.

Сказать по правде, я не вижу особенной проблемы в том, что человек работает не по диплому, переучивается, переподготавливается, меняет и профессию, и сферу деятельности. Чем больше человек учится, тем лучше: ненужных знаний не бывает. У меня у самой два образования, филологическое и экономическое, получала второе в то время, когда работала не по первому диплому.

Вообще несколько академических «образований» – если, конечно, это настоящее образование, а не просто диплом – повышают возможности человека на рынке труда, дают ему простор для самореализации. Вообще мне нравится, когда человек находится в поиске – себя, своего профессионального пути, своего места. Да и мир сейчас меняется очень быстро– трудно спрогнозировать, какие профессии будут востребованы через пять лет, а уже через десять...

Поэтому пусть люди учатся, где пожелают, а потом переучиваются, сколько раз пожелают, и главное, чему мы можем научить детей – не бояться делать выбор, не бояться менять тропинку, когда заметил, что она не твоя, не бояться искать и находить, и пусть меньше всего они думают про то, пристойно или непристойно работать не по диплому.

Подпишитесь на наш канал
comments powered by HyperComments
Материалы по теме
Из рубрики