weather

USD 2.599

EURO 3.0521

RUR(100) 3.3365

search

Педагог из Ганцевичей уволилась со школы и не жалеет об этом

Ганцевчанку Юлию Заборовскую знают в Ганцевичах не только дети, которых она учила и продолжает учить дальше, но и многие жители города. С 1995 года она начала свой педагогический путь в средней школе №1, а начало этого года встретила не в школьном классе, а за рабочим столом у себя дома.

 Почему педагог из Ганцевичей ушла из системы и не жалеет об этом
Почему педагог из Ганцевичей ушла из системы и не жалеет об этом / Фото: иллюстративное, yandex

Ко Дню учителя, который отмечается в нашей стране в первое воскресенье октября, представляем интервью с Юлией Заборовской, где она рассказывает о том, почему ушла из школы, репетиторстве, планах, а главное – может ли педагог-профессионал зарабатывать на жизнь.

- Юлия Васильевна, начну с прямого вопроса – почему вы решили уйти из школы?

В плюсах школы оказалось всего 6 пунктов. Среди них – хороший коллектив, небольшая, но стабильная зарплата, будущая пенсия и еще несколько несущественных пунктов, вроде подарков от профкома на Новый год.

В столбце, указывающем на минусы работы в системе образования, числились:

и еще ряд пунктов общим количеством 26!

И, конечно, основная причина, которая и привела почти ко всем вышеперечисленным – сама система образования в республике, которая, благодаря некомпетентному руководству и потакательству любому капризу главы правительства, работает исключительно на показуху и создание видимости благополучия.

На руководящие посты всех уровней назначают не профессионалов, которые прошли огонь и воду в своей профессии, а людей удобных, легко управляемых, пусть и откровенно глупых и безграмотных.

- Но что-то ведь заставило вас решиться на уход окончательно?

Сделать этот шаг мне помогли два фактора: грянувший коронавирус и президентские выборы. Та беспомощность, с которой барахталось наше министерство в жалких потугах наладить дистанционное обучение, четко показала, насколько не скоординированы и разобщены действия руководства, насколько устарели методы работы и лишены гибкости. Это был полный провал!

В итоге, как всегда, виноватыми остались рядовой учитель и родитель. Первый – за то, что не успевал следовать тысяча и одному бесполезному указанию, ежедневно поступавшему сверху. Родитель – за то, что не смог обеспечить всех своих детей средствами коммуникации (при наших-то доходах).

Ну, а затем началась подготовка к выборам, а с ней и тотальный контроль.

И после того, как мне несколько раз поступили звонки от моего руководителя с просьбой убрать «крамольные» комментарии из чатов, где я просто выражала своё мнение, я поняла – пора.

В защиту своего молодого экс-босса (директора Андрея Козака – прим. «ГЧ») хочу сказать, что он ни разу не позволил себе повысить голос при разговоре со мной. Я кипятилась. Он же вел себя корректно, уважая, видимо, мой возраст и допуская мое право на мнение.

Спасибо, Андрей Валерьевич, на вас я точно зла не держу. И чтобы не подставлять молодого начальника и школу, которая и так, по какой-то причине, вечно в опале у руководства, сразу после выпускных экзаменов я положила директору заявление об уходе на стол.

- Как вы стали репетитором?

Школу я заканчивала бесхребетным, вконец закомплексованным существом и не строила планы дальше выпускного балла. Педагогика – это был выбор моих родителей. Трудовой путь я начала в 1995 году.

По мере роста моей популярности среди учеников и уважения родителей, ко мне все чаще стали обращаться с просьбой взять ребенка на частные занятия. Особенно осаждали родители выпускников. Я отказывалась. Почему? Я просто не была уверена в своей способности качественно подготовить выпускника к поступлению.

Но все изменил 2013 год, когда класс, в котором я была классным руководителем, перешел в старшее звено и часть ребят нуждалась в моей помощи при подготовке к сдаче ЦТ по английскому языку.

Я помню, как воодушевленная, полная планов прибежала в школу и объявила коллегам, что зарегистрировалась в налоговой как самозанятое лицо. Помню, как меня окатили волной непонимания:

«У нас крохотный городок, ты не наберешь учеников», «Зачем платить налог, если можно заниматься нелегально?»

И только единицы одобрили мое решение.

В результате, негативные прогнозы не оправдались ни на йоту. Все вышло с точностью до наоборот. В течение последовавших за этим 7 лет не было ни одного года, когда бы я осталась без учеников. Как в знаменитом социальном ролике про налоги, сплю спокойно и смело отвечаю на звонки клиентов, потому что честна перед налоговой службой.

- Как относятся к репетиторству чиновники от образования?

Негативно. Репетитор = предатель, спекулянт. 

Последняя моя статья вышла в 2017 г. и в ней все термины «репетитор» были заменены редактурой на «учитель». Давайте попробуем порассуждать.

Возьмем, к примеру, профессию парикмахера. Большинство из них честно трудятся, стригут аккуратненько под машинку или по шаблону. Креатив, риск, поиск нового не для них. Но есть ведь и другие: рыщут в поиске идей, посещают мастер-классы, набираются опыта из разных источников.

И вы выходите от такого мастера со стрижкой, которая не просто меняет ваш образ, а формирует самоощущение как минимум на пару недель. И такому мастеру вы готовы платить в 2-3 раза больше, чем первому. Вы платите за профессионализм, за индивидуальный подход, за вашу повышенную самооценку.

В любой сфере есть те, кто, благодаря опыту и ежедневному труду довели свое мастерство до уровня, когда они вправе рассчитывать на более высокую оплату. Клиент понимает это и не возражает. Тогда в чем причина возмущения чиновников? Не потому ли, что эти деньги проходят мимо них и не падают в бюджет?

- А как же насчет бескорыстного педагогического служения, которое вколачивали в прежние времена?

Поверьте, в моей трудовой жизни было как минимум 15 лет голого альтруизма. Я работала на две ставки, участвовала во всех конкурсах, олимпиадах, мероприятиях. Я организовывала КВНовское движение и хореографические кружки, устраивала дискотеки, тематические вечера, руководила оздоровительными лагерями.

Тянула единственный в районе «Английский клуб», сама искала и находила спонсоров.

На видео ниже Юлия Васильевна подробнее рассказывает об «английском клубе»

Приходила в школу в 7.30 утра, а уходила, когда сторож начинал демонстративно греметь ключами. И только в 35 лет я узнала, что существует такое явление, как премия...

Честно. Я была искренне уверена, что всё вышеперечисленное входит в мои прямые обязанности и никогда не требовала дополнительного материального поощрения.

Вопрос «А что мне за это будет?» просто не существовал в моем педагогическом лексиконе. Государству я отдала достаточно. В ответ получила тоненькую папочку с грамотами и массу устных выговоров за проявленную инициативу.

Всё, пусть теперь другие молодые и горячие распыляют бескорыстное служение вокруг себя. Так и должно быть. Молодость и должна быть максималистичной и бескорыстной. Я же уже в той возрастной категории, когда пора подумать о себе и о своих собственных детях.

- Вы как родитель обращались к репетиторам и занимались ли сами с репетитором?

За пару месяцев до поступления родители отвели меня к Зое Иосифовне Курлович, которая профессионально натаскала меня на сдачу устных тем по английскому языку. Зоя Иосифовна, спасибо большое!

Я и сегодня считаю эту неувядающую женщину одним из сильнейших преподавателей английского языка в районе. Она для меня – представитель классической школы, профессионал высокого класса. Насколько я знаю, именно Зоя Иосифовна стала первым в районе самозанятым лицом в сфере репетиторства.

Мои дети занимались с репетиторами. После того, как я отвезла дочь на День открытых дверей в Минском лицее БГУ, она загорелась идеей туда попасть. Т.к. Диана выбрала гуманитарный профиль, ей нужно было блестяще сдать вступительные экзамены по всем языкам и литературе.

На подготовку оставалось всего два месяца. И мы обратились к репетитору по русскому языку. С остальными предметами дочь справилась сама, поступила и окончила лицей с золотой медалью. И если возникнет необходимость помочь и своему младшему ребенку, я не колеблясь обращусь к репетитору.

- По какой системе вы занимаетесь?

Казалось бы, вот хороший прием, разработан кем-то, апробирован – бери, пользуйся. Нет, нужно обязательно перекрутить, сделать по-своему, переиначить под себя. То же произошло и с репетиторством.

Путем детального анализа структуры тестов и учебных пособий я создала свою авторскую систему подготовки к сдаче ЦТ, которая не раз подтверждала свою эффективность.

Если же говорить о работе с учащимися среднего звена, здесь принцип один – отталкиваюсь от того, что нужно именно этому ребенку на конкретном этапе.

 - Юлия Васильевна, как восприняли в школе новость о вашем уходе?

Ни администрация, ни учителя до последнего не верили, что я решусь. Привычное дело, когда после нескольких лет работы увольняется молодой специалист и уходит в сияющую даль в поисках лучшей доли. Люди же моего возраста уходят редко: либо в связи с переездом, либо по причине перехода на новое место работы. А вот так, в никуда, как говорят, «на диван» – это было неожиданно.

- Скучаете ли по школе и коллективу?

Нет. Некогда. Мое расписание укомплектовано не на 100, а на 200%. Помимо ежедневной подготовки к занятиям, я повышаю свой личный языковой уровень, расту в методическом плане, осваиваю приемы дистанционного обучения.

Да, я сработалась с коллективом. Но настоящих друзей было всего несколько. И друзья остались друзьями. Общение не прервано: воскресные чаепития, посещения фитнес-клуба по вечерам.

Слушая во время наших девичников, как подруги жалуются на очередные бесполезные нововведения, запреты, обязанности, сложных детей и еще более сложных родителей, я тихонечко откусываю печеньку, запиваю чайком и мысленно глажу себя по голове:

«Ты всё сделала правильно».

- Пострадала ли ваша сфера в период короновируса?

Что вы! Наоборот! Когда я увольнялась, мои коллеги причитали:

«Самоубийство уходить в кризисный год, да еще в коронавирусный период».

Это коронавирус вывел меня и учеников в сеть. Это он познакомил меня с образовательными интернет-платформами и возможностями мессенджеров. Теперь ребятам из деревень не нужно сразу после школы, не пообедав, бежать на автобус в любую погоду, чтобы успеть ко мне на очное занятие.

Не нужно переносить или отменять занятие, если приболел ученик или я сама. Мы просто выходим в сеть и работаем. 

- Насколько вам важно, как подопечные усваивают знания?

Это правда, что учитель реализуется в учениках. И даже по-хорошему самоутверждается за их счет. У меня и личных достижений немало. И отнюдь не только в сфере образования. Но удовольствие от очередного рекорда, который взял мой ученик, ни с чем не сравнимо.

В будущем очень хочется увидеть максимальный балл на ЦТ (или как там будет называться экзамен после очередной реформы). Но пока 100 баллов по английскому языку у нас в районе только у меня самой. А вот ученики уже неоднократно вплотную подходили к этой планке (с 1-2 ошибками), но взять вершину пока никому не удалось.

А еще я очень радуюсь, когда ученики забывают свой страх перед иностранным языком и начинают говорить. Пусть с ошибками, ломая конструкции, коверкая фразы, но если мысль понятна и я вижу желание общаться на чужом для них языке, я не мешаю, не исправляю ошибки. Я просто ими любуюсь.

Фото 1 - обои в ноутбуке Юлии Заборовской. Фото 2 - корабль кинул якорь у места с картинкой из ноутбука Юлии Заборовской в Турции. Юлия верит в эффект визуализации.

Какие вызовы в профессии вы видите для себя сейчас?

Основная задача – выдержать битву летом 2022 г., когда будет введен новый национальный экзамен и внутренний экзамен в ВУЗах. Провести своих учеников через ад первого реформного года без существенных потерь.

Я очень боюсь. Не за себя. За учеников и родителей, которые доверили мне своих детей. Никто пока не понимает, как именно будет выглядеть новая экзаменационная система. Но пройти через это придется.

Ничего, разберемся! Как сказал классик бардовской песни: «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя».

Подпишитесь на наш канал
comments powered by HyperComments
Материалы по теме
Из рубрики