weather

USD 2.05

EURO 2.2619

RUR(100) 3.1842

search

Антикоррупционная платформа – рецепты лечения

Тему борьбы с коррупцией вынесли на публичное обсуждение и предложили внести предложения ганцевчанам руководитель Аналитического центра «Стратегия», кандидат экономических наук Леонид Заико и лидер Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько, которые и прошлую пятницу посетили редакцию газеты «Ганцавіцкі час».

По словам А. Лебедько, теперь важно вне зависимости от политических взглядов совместно участвовать в этой теме, чтобы не допустить необратимых и вредных для Беларуси процессов.

Лидер Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько
Лидер Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько

“Важно не только минимизировать коррупцию в стране, но довести наработки до населения, – сказал Анатолий Лебедько, объясняя цель приезда в Ганцевичи. - Власть пока настороженно относится к этой теме, хотя делает громкие заявления, что заинтересована в общественном обсуждении этой проблемы, и в прошлом году были подготовлены изменения в закон о противодействии коррупции. Но поездки по регионам показывают, что на самом деле народ в этом процессе практически не задействован”.

Леонид Федорович Заико является одим из экспертов альтернативного проекта борьбы с коррупцией. “Мы только входим в процесс приватизации, и спасибо Александру Григорьевичу: важнейшее его достижение, что он не дал распилить номенклатуре собственность. Я это искренне говорю. Ему народ простит что угодно – наступление на оппозиционеров и т.д. – но только не такую приватизацию, как в России, – сказал Леонид Фёдорович.

Кандидат экономических наук Леонид Заико
Кандидат экономических наук Леонид Заико

В России распилили собственность, и кто стал самым богатым человеком? Абрамович! Человек с оглущительно русской фамилией. Украинцы провели приватизацию, и там стал самым богатым Ахметов – пронзительно-украинская личность. Спасибо белорусскому Президенту, что он еще это не сделал. Но это всё впереди. Когда министр дает список на приватизацию 300 предприятий, я ему говорю: «А ты эти предприятия создавал, ты их строил?» Я говорил бывшему премьерминистру Мясниковичу: «А вы, Михаил Владимирович, продайте сразу дом своих родителей, свой кооператив иностранцам…”.

По словам эксперта, белорусы хорошо воспринимают социальную несправедливость, это власть чувствует и этим пользуется. “Номенклатура на сегодняшний день готовится к приватизации, к распилу собственности. А для этого необходимо накопление капитала, поэтому взятки, коррупция является экономически обоснованным”, – сказал Леонид Заико. Максимальная величина классической взятки в Беларуси, по словам эксперта, 500 тысяч долларов. “Почему 500 тысяч долларов? Никто не знает, кроме бизнесменов. Говорят, в дипломат столько входит пачками, в которых сотенные купюры, – сказал Леонид Заико. – Я не проверял, у меня нет миллиона долларов. Но возбужденные уголовные дела, в которых фигурируют такие суммы, этому подтверждение”.

Чтобы не допустить распила собственности, снизить уровень коррупции, одиннадцатью политическими и общественнополитическими организациями Беларуси была предложена антикоррупционная платформа для широкого народного обсуждения. Коррупция возникает там, где люди управляют чужой собственностью, в странах, где действует принцип «своим – все, остальным – закон».

Бесконтрольные чиновники склонны «производить» как можно большее количество запретов и препятствий, которые обогащают их, но вредят экономике. Стратегическое направление антикоррупционной политики – это ориентация на демократическое, прозрачное государство, эффективные институты сдержек и противовесов, декоммерциализация органов государственного управления:

1.Предоставление всеми структурами государственной власти на своих сайтах в открытом доступе ежегодного постатейного отчета о доходах и расходах.

2.Обеспечение полной прозрачности финансовых потоков всех органов государственного управления и предприятий с долей государства более 50%.

3.Введение запрета на предоставление прямой бюджетной поддержки коммерческим организациям вне зависимости от формы собственности.

4.Приватизация большинства средств массовой информации, в том числе электронных.

5. Введение законодательной нормы обязательного декларирования госслужащими, политиками, членами их семей доходов и расходов, имущества и участия в коммерческих организациях 6. Ликвидация практики нормирования поступлений в бюджет от штрафов, конфи- скации и национализации.

 

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА

ТЕЗИСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

Несмотря на громкие заявления представителей власти, количество коррупционных преступлений остается стабильно высоким. Так, в 2011 году было зарегистрировано 2400 преступлений, в 2012-м – 1779, в 2013-м – 2301. В то же время в Финляндии, занимающей 3-е место в рейтинге Transparency International, в среднем в год регистрируется 10 – 20 коррупционных преступлений.

Зоны коррупции

Коррупция общества. Властные политики и чиновники заразили коррупцией общество. Законы и подзаконные акты, механизмы и способы их реализации толкают людей на совершение коррупционных действий.

Государство создало такие условия жизни, что коррупция превратилась в смазку социальных и экономических механизмов. Монополисты навязывают людям условия доступа к товарам и услугам. Среднестатистический гражданин Беларуси сталкивается с коррупцией постоянно и повсеместно, в системе образования, здравоохранения, при трудоустройстве. Бытовая и мелкая коррупция стала общественной нормой.

Такова реакция людей на политические, правовые и административные барьеры, которые чиновники расставили во всех секторах жизни и экономики. Коррупционные сделки в этом сегменте экономики, по подсчетам некоторых независимых аналитиков, оцениваются в 5—7% ВВП, или в 3,5—5 млрд долларов.

Коррупция малого и среднего бизнеса. Коррупция стала вынужденной нормой поведения в экономике. Авторитарное государство через чиновников в ручном режиме определяет порядок доступа на рынок, режим работы с государственными ресурсами и активами, а также характер операций обмена с потребителями, инвесторами, кредиторами и предпринимателями.

Чиновничество накрыло экономику страны плотной сеткой неформальных платежей, откатов и взяток. Они наносят прямой ущерб предпринимателям и государству. Политики и чиновники часто являются источником коррупционной ренты. Хочешь снизить стоимость аренды — плати. Хочешь выиграть тендер — плати. Хочешь удешевить кредит — плати. Хочешь получить доступ к сырьевым ресурсам, контролируемым государством, — плати. Хочешь получить землю в собственность или в льготную аренду — плати.

Хочешь продавать товары и услуги государственному сектору (а это более 75% экономики) — плати. Хочешь импортировать популярные для производителей и потребителей товары — плати. Хочешь экспортировать высокоприбыльные товары (калийные удобрения, нефтепродукты, древесину, с/х сырье) — плати. Хочешь получать государственные ресурсы вне зависимости от качества их использования — плати. Объем коррупционных сделок в этом сегменте экономики оценивается в 20—25% ВВП, или в 14—17,5 млрд долларов.

Коррупция высокого уровня. Отдельные сектора экономики в Беларуси полностью изолированы от рыночных механизмов, конкуренции и общественного контроля. (Указ №510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь” установил запрет на проведение проверки другими организациями, кроме официальных профсоюзов.) В них тесно переплетены интересы высших политических руководителей страны, начальников в силовых структурах и так называемых политических бизнесменов.

Коррупция высокого уровня распространена в топливно-энергетическом секторе, финансовом секторе, на рынке удобрений, алкоголя, табачных изделий и вооружений. В сферу контроля VIP-распорядителей чужого входят самые прибыльные сегменты рынка недвижимости и земли, строительства, импорта, а также розничной торговли.

Коммерческие операции в этих секторах проводятся в нерыночных условиях: особый налоговый режим, валютное регулирование, таможенный режим, бухгалтерская и финансовая отчетность. Их не могут проверить контрольные органы или же они по приказу сверху полностью санкционируют деятельность коррупционных групп в особо важных секторах экономики. Все ресурсы государства используются в этих секторах для извлечения VIP-коррупционной ренты. Ее размер оценивается в 15—20% ВВП (10,5—14 млрд долларов).

Таким образом, совокупный объем коррупционных операций в Беларуси, по подсчетам тех же независимых экспертов, составляет 40—52% ВВП, или 28—36,5 млрд долларов. Для сравнения: бюджет органов государственного управления (республиканский, местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения) в 2014 году составляет около 31 млрд долларов.

Основные причины коррупции

1.Отсутствие базовых институтов демократии.

2.Острый дефицит политической и экономической конкуренции.

3.Встроенный в систему органов государственного управления конфликт интересов.

4.Закрытость системы распределения государственных ресурсов, активов и финансов.

5.Забюрократизированность системы государственного управления и количества административных процедур, необходимых для ведения бизнеса в стране.

6.Отсутствие свободы СМИ.

Факторы, усугубляющие коррупцию:

— доминация государственной собственности, разный режим ее функционирования с частной собственностью;

— отсутствие прозрачности при совершении коммерческих операций;

— противоречивость, запутанность административных и правовых процедур;

— отсутствие или слабый контроль над распоряжением или распределением государственных ресурсов, наличие секторов и объектов коммерческой деятельности вне сферы государственного контроля;

— конфликт интересов у лиц, которые распоряжаются государственными ресурсами;

- распространение различных форм дискриминации коммерческих субъектов (по стране происхождения, форме собственности, времени работы на рынке, размеру и т.д.);

— жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры);

— правовые нормы, позволяющие субъективную трактовку актов законодательства (“оптимальный”, “эффективный”, “соответствующий национальным интересам”), большие “вилки” в штрафах, например, от двух до пятнадцати минимальных зарплат;

— политизированность действий органов правопорядка в угоду интересам номенклатурных начальников;

— терпимость к коррупции со стороны населения и бизнеса, отсутствие жесткой ценностной установки против коррупционеров;

— неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния номенклатуры на судебные решения.

Направления борьбы с коррупцией

1.Вернуть людям право выбора:

— надо вернуть гражданам Беларуси реальную возможность выбирать руководителей страны, регионов, депутатов (нужны честные, свободные выборы по стандартам ОБСЕ);

— нужно создать местное самоуправление (местные проблемы лучше решаются на местах);

— нужна свободная пресса, способная вывести на чистую воду любого чиновника (государственная монополия на СМИ и всяческие “министерства информации” — это факторы, способствующие консервации ситуации с коррупцией);

— надо признать, что только честная политическая конкуренция способна сделать власть подотчетной людям (а это означает, что смена власти — не трагедия, а новые возможности);

— надо создать нормальные условия для деятельности общественных организаций, создающихся гражданами в их интересах (множество таких организаций называют гражданским обществом, которое способно заставить государство помнить о том, кому оно должно служить).

2.Разумная (рациональная) экономическая и налоговая политика:

— эффективная защита института частной собственности;

— здоровая рыночная конкуренция для всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности;

— улучшение качества налогового законодательства;

— повышение эффективности работы налоговой службы;

— разумное сочетание различного рода стимулов карательного и поощрительного характера, направленных на “вывод” экономики из тени.

3.Эффективная правовая и судебная системы:

— восстановление реальной независимости судебной системы;

— устранение избыточности правового регулирования;

— стабильность законодательства;

— прогнозирование возможных коррупционных последствий при принятии новых законов и юридических актов;

— ответственность руководящих органов судебной власти за необеспечение единства судебной практики, законности вынесенных судебных постановлений.

4.Общественный, гражданский контроль:

Победить коррупцию (в реальности — свести ее к минимуму) можно только тогда, когда деятельность чиновников будет поставлена под строгий общественный, гражданский контроль. Для этого необходимы:

— восстановление парламентского контроля, контроля со стороны местных представительных органов власти. Свободный доступ к отчетам, материалам проверок со стороны общественности;

— юридические, правовые гарантии и взаимодействие в этой работе с институтами гражданского общества и средствами массовой информации;

— постоянный анализ существующей системы взаимоотношений граждан и органов государственной власти, системы принятия решений, касающихся деятельности предпринимательских структур, движения финансовых потоков с целью упреждения зон возникновения коррупционных угроз.

5.Административная реформа и совершенствование системы государственной службы:

— реализация в полном объеме ратифицированной Беларусью Конвенции ООН против коррупции как наиболее основательного международно-правового документа, регулирующего вопросы противодействия коррупции;

— сокращение излишнего управленческого персонала в сфере исполнительной власти, ликвидация идеологической вертикали;

— более широкое использование правоохранительными органами возможности официального предостережения чиновников, если появляются основания подозревать их в совершении порочащих поступков. Любое доказанное свидетельство коррумпированности чиновников влечет увольнение, в том числе в связи с утратой доверия;

— совершенствование практики подбора кадров на коррупциогенные должности;

— в соответствии с п.20 Конвенции ООН против коррупции к перечню коррупционных преступлений отнести незаконное обогащение. Основанием для привлечения к уголовной ответственности за незаконное обогащение с конфискацией незаконно нажитого имущества должно служить значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которые оно не может разумным образом объяснить;

— обязать ближайших родственников должностных лиц, осужденных за коррупционные преступления, отчитываться об источниках доходов, на которые было приобретено то или иное имущество. В случае, когда родственники коррупционеров не смогут убедительно доказать законность приобретения имущества, решение о его конфискации принимать в гражданско-правовом порядке по иску прокурора;

— законодательно регламентировать периодические проверки чиновников на детекторе лжи. Результаты тестирования на полиграфе, подтверждающие сознательное сокрытие информации о возможной причастности к коррупционным деяниям, направлять в правоохранительные органы для принятия решения об отстранении от работы. После проведения соответствующих проверок и подтверждения виновности должностного лица увольнять его в связи с утратой доверия;

— принять Кодекс этики госслужащего, содержащий комплекс антикоррупционных мер, направленных на поощрение неподкупности, честности и ответственности публичных должностных лиц.

6.Регулярное обновление направлений и содержания антикоррупционных мер:

— подготовку проектов антикоррупционных программ, в том числе региональных, ведомственных, осуществлять с широким привлечением специалистов и общественности, граждан;

— Антикоррупционная Платформа — это рецепт лечения болезни, благодаря успеху которого будет сильным государство, общество, будет только расти авторитет и уважение власти.

7. Повышение роли и ответственности общественных формирований (союзов предпринимателей и др.) в предупреждении и искоренении коррупции.

Анти-коррупционная политика

Издержки коррупции для экономики и государства очень высоки. Коррупция в скрытой форме перераспределяет ресурсы и богатство в пользу более состоятельных граждан, разрушает демократические процессы и доверие к правительству, увеличивает финансовые и коммерческие риски, деморализует людей и снижает этические стандарты общества.

Стратегическое направление антикоррупционной политики — это ориентация на демократическое, малое, прозрачное государство, эффективные институты сдержек и противовесов, декоммерциализация органов государственного управления.

1.Предоставление всеми структурами государственной власти на своих сайтах в открытом доступе ежегодного постатейного отчета о доходах и расходах. Данный отчет должен содержать оценку выполнения бюджетных целей. Все министерства обязаны проходить ежегодный аудит. Результаты аудита должны быть опубликованы на сайтах министерств в открытом доступе.

2.Обеспечение полной прозрачности финансовых потоков всех органов государственного управления и предприятий с долей государства более 50%. Введение нормы об обязательном проведении их аудита с публикацией результатов на сайтах этих органов в течение месяца после завершения проверки.

3.Реализация права общественного контроля всех контрактов и договоров органов государственного управления с государственными или частными предприятиями. Для этого информация о данных договорах, не составляющая государственную тайну, должна быть доступной на сайтах соответствующих органов государственного управления.

4.Введение запрета на предоставление прямой бюджетной поддержки коммерческим организациям вне зависимости от формы собственности.

5.Введение запрета всем государственным служащим на совмещение административной деятельности в рамках органов госуправления с коммерческой деятельностью.

6.Внесение изменений в акты законодательства для обеспечения выборности судей, определение временных параметров пребывания судей на должности. Монетизация социальных услуг судьям и прокурорам, т.е. повышение доходов до уровня, который позволяет на рыночных условиях приобретать жилье.

7.Ужесточение уголовной ответственности государственных служащих за давление на суд и прокуратуру, а также за злоупотребление властью и мошенничество при распределении бюджетных ресурсов. Введение запрета на трудоустройство в органах государственного управления на 10 лет в случае установления в определенном законом порядке участия в коррупционных сделках, за грубое нарушение процедуры использования государственных средств, злоупотребление служебным положением, нанесение ущерба стране.

8.Четкое регламентирование бесплатного использования государственными служащими, в том числе высшими должностными лицами, государственных активов, имущества и недвижимости.

9.Ликвидация практики бесплатного пользования государственными служащими и политиками автомобилями, переход в режим приобретения транспортных услуг органами государственного управления в режиме аутсорсинга в пользу частных компаний.

10.Введение запрета всем политикам в местных и республиканских органах власти, государственным служащим принимать подарки стоимостью выше 50 долларов США, получать скидки, бонусы и другие формы привилегированного доступа к товарам.

11.Сокращение лицензируемых видов деятельности до перечня тех видов, которые могут стать прямым и непосредственным источником угрозы жизни и здоровью человека.

12. Приватизация большинства средств массовой информации, в том числе электронных. Приватизация или ликвидация печатных СМИ, учредителями которых являются местные органы власти. Запрет органам государственного управления создавать новые СМИ.

Передача пакетов акций в государственных республиканских СМИ в управление Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации. При проведении приватизации телевизионных каналов запрещается продажа иностранным государственным компаниям. Одна компания не имеет права совершать приватизационные сделки, которые обеспечивают ей более 25% рынка телевизионных услуг.

13.Обязательная публикация в открытом доступе на сайтах соответствующих органов госуправления стенограмм заседаний всех органов государственной власти, встреч с избирателями, проведения тендеров и аукционов по госзакупкам.

14.Введение законодательной нормы обязательного декларирования не только государственными служащими, политиками в органах местной и республиканской власти, но и близкими членами их семей доходов и расходов, имущества и участия в коммерческих организациях в последние пять лет; создание механизмов отслеживания конфликтов интересов в органах государственного управления и бизнесах, которые используют бюджетные ресурсы или управляют государственными активами и имуществом.

15.Закрепление на законодательном уровне права каждого гражданина беспрепятственно получать доступ к информации, касающейся деятельности органов государственного управления.

16.Ликвидация практики нормирования поступлений в бюджет от штрафов, конфискации и национализации.

17.Ликвидация практики доведения до коммерческих организаций целевых показателей производства, инвестирования, торговли и тому подобного.

18.Создание технических условий для перевода административных процедур в электронный формат (получение разрешений, лицензий, справок и т.д.), полноценное развитие электронного правительства (e-government).

19.Введение законодательных требований к сайтам всех органов государственного управления. На них в обязательном порядке должна содержаться следующая информация:

— детальный бюджет с постатейным описанием доходов и расходов,

— аудиторское заключение по итогам финансового года с оценкой достижения количественных и качественных целевых показателей,

— штатное расписание с указанием фамилии, имени, отчества всех государственных служащих, их доходов и даты получения вознаграждения,

— стенограммы заседаний данного органа власти,

— проекты подготовленных каждым государственным служащим документов,

— акты законодательства, регулирующие деятельность данного органа государственной власти,

— история обращений граждан и результаты решения их проблем,

— карта контроля за выполнением госслужащими поручений, форум,

— четкое указание времени (не реже одного раза в неделю), когда каждый государственный служащий доступен для общения с гражданами через коммуникатор Skype.

20.Введение правовой нормы проведения всех аукционов, тендеров и торгов при обязательной их трансляции в режиме онлайн через веб-камеры. Предоставление полной информации о коммерческих структурах, которые выигрывают тендеры/аукционы, торги по осуществлению государственных закупок или размещению государственного заказа, а также отчетов о выполнении победителей аукционов, тендеров или торгов своих обязательств перед государством.

* * *

Коррупция возникает только там, где люди управляют чужой собственностью. Она возникает в результате конфликта интересов общества и должностных лиц, которым поручено действовать в интересах этого общества. Этот конфликт есть всегда, но коррупция возникает только тогда, когда чиновники преступают закон и моральные нормы.

А расцветает коррупция в странах, где нет эффективного общественного контроля над чиновниками, где действует принцип “своим — все, остальным — закон”. Но о реальной законности в таких условиях говорить не приходится. Бесконтрольные чиновники склонны “производить” как можно большее количество запретов и препятствий, которые обогащают их, но вредят экономике.

Эти проблемы призвана решить Антикоррупционная Платформа, подготовленная 11 политическими и общественно-политическими организациями Беларуси для широкого народного обсуждения. Свои замечания, предложения вы можете присылать по адресу: info@nekarupzyi.by.

comments powered by HyperComments
Из рубрики