weather

USD 2.0511

EURO 2.2768

RUR(100) 3.1859

search

Чтобы учеба была в радость: как психологически подготовить ребенка к школе?

На наиболее актуальные вопросы родителей отвечает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина Диана Синюк.

Часто дети учатся ради оценок, не вникая в суть вещей. Как этого избежать и научить школьника выполнять задания с пониманием?

— Система отметок разрабатывается педагогами для того, чтобы оценить, насколько полно и прочно усвоен учебный материал. Поэтому родители, как правило, из лучших побуждений стремятся к тому, чтобы их дети получали высокие отметки.

Школьники, желая соответствовать ожиданиям взрослых, начинают воспринимать отметки как средство, с помощью которого можно заработать похвалу и, возможно, какое-то поощрение со стороны мамы или папы (в случае получения высоких отметок).

В свою очередь, родители, увидев низкие отметки в дневнике у ребенка, зачастую начинают читать нотации: «Будешь получать плохие оценки, тебе одна дорога – в дворники…» Чем больше взрослые обеспокоены успеваемостью своего ребенка, тем сильнее это будет отражаться на нем.

Поэтому не нацеливайте детей лишь на получение высоких отметок, что происходит порой сплошь и рядом. Даже на Дне рождения школьнику желают «девяточки и десяточки». А потом удивляются, почему у него пропала тяга к знаниям: зачем он хитрит, обманывает, списывает?

Диана Синюк, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина

 

"Если ребенок отказывается идти в школу, ругается с учителями и сверстниками не спешите обвинять его в эгоизме, лени и безответственности, а попробуйте разобраться почему он себя так ведет".

Какая оптимальная нагрузка должна быть у школьника в будние и выходные дни?

— В интернете можно найти лишь рекомендованные нормативы нагрузки для детей определенного возраста. Но мы должны осознавать, что рациональная нагрузка школьников зависит не только от их возрастных, но и психологических, физиологических, индивидуальных особенностей.

Поэтому оптимальность нагрузки ребенка можно проверить лишь опытным путем с учетом расписания уроков. А дальше родители должны наблюдать, сохраняет ли школьник высокую работоспособность в течение всего дня, не снижается ли у него учебная мотивация, сколько времени требуется для отдыха. В зависимости от этого следует корректировать режим дня и занятость своего ребенка. 

Фото: Reklama2

Некоторые взрослые слишком буквально воспринимают фразу «Лучший отдых – это смена видов деятельности», нагружая свое чадо разнообразными внешкольными занятиями, искренне заботясь о его всестороннем развитии. Родители порой забывают о том, что пассивный отдых тоже необходим, а полное восстановление жизненных сил происходит во время сна.

Стоит иметь в виду, что некоторым детям, которые учатся в начальных классах, необходим и дневной сон, а в выходные дни школьники должны иметь свободное время, не регламентированное расписанием.

Как помочь ребенку, который ни с кем не общается, испытывает трудности в отношениях со сверстниками и стесняется себя проявлять?

— Известно, что первые уроки общения малыши получают в семье. Надо понимать, что для улучшения взаимоотношений со сверстниками у детей необходимо развивать навыки общения.

Объясняйте детям правила вежливого поведения, учите с уважением относиться к окружающим, не отзываться о них плохо, прощать обидчиков и т. п. Но помните, что любой ребенок копирует поведение близких. Можно сколько угодно говорить о том, как следует себя вести, но всё равно ребенок сделает так, как обычно поступают его родители. Поэтому взрослые должны учиться сами и учить детей выражать раздражение, злость, гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Важно расширять круг общения своих детей. Если ребенок не ходил в детский сад и сразу из тесного семейного окружения, где он был в центре внимания близких, попадает в школьный класс, то у него могут возникнуть трудности с адаптацией в группе сверстников. Поэтому надо знакомить детей на детских площадках, записывать их в кружки и секции, чтобы они в естественной обстановке учились устанавливать и поддерживать контакты друг с другом.

Что делать, если ребенок отказывается идти в школу, ругается с учителями и сверстниками, говорит, что больше туда не вернется?

— Не спешите обвинять ребенка в эгоизме, лени и безответственности. Понятно одно – он перестал чувствовать себя в безопасности. Такое поведение, на самом деле, является своеобразным призывом к помощи.

Если ребенок не идет на откровенный разговор, можно расспросить его одноклассников, поговорить с учителями. Главное – надо убедить ребенка в том, что мы - на его стороне, и какие бы отметки не получал и что бы не натворил всегда готовы помочь в трудной ситуации. Ребенку необходима уверенность, что он сможет найти у родителей поддержку.

Необходимо также обращать внимание на то, что говорят дети, не пропускать их слова мимо ушей, не отмахиваться от них. Взрослым рекомендуется не только слушать, но и смотреть на ребенка, причем глаза родителей должны находиться в одной горизонтальной плоскости с глазами детей.

Когда ребенок рассказывает о своих проблемах и переживаниях, не надо преуменьшать его чувства: необходимо дать возможность выговориться. К сожалению, детей (а мальчиков особенно) слишком часто лишают возможности изливать свои негативные эмоции, запрещая им плакать. Но когда ребенок плачет, он выплескивает свои накопившиеся негативные эмоции, таким образом очищаясь от них.

Как понять, что у ребенка возникли сложности и ему нужна помощь взрослого?

— Если у ребенка сложились доверительные отношения с родителями, а в семье привыкли обсуждать разные ситуации, то, возможно, он попытается рассказать о неприятностях сам, будучи уверенным, что близкие его поймут, поддержат и помогут решить проблему. Но если школьник преувеличивает значение сложностей («у страха глаза велики») либо испытывает сильное напряжение, тревогу и чувство вины, вполне вероятно, что он не осмелится поделиться этим с родителями.

Важно понять, что такие переживания обязательно отразятся на его поведении. Например, обычно общительный ребенок станет замыкаться, уходить от разговоров, давать односложные ответы, закрываться в комнате и т. п. А бывает наоборот: школьник без видимых причин станет вести себя агрессивно.

Любое изменение – это повод для того, чтобы присмотреться к ребенку, попытаться вызвать его на откровенный разговор, побеседовать с классным руководителем, а может, и обратиться к школьному психологу.

Как вы относитесь к использованию гаджетов в обучении? Как научить их применять с пользой для учебы?

— Осторожно. С одной стороны, очень удобно найти недостающую информацию в мобильном телефоне или планшете, которые всегда под рукой. Это значительно экономит время и расширяет наши возможности.

Однако обладание информацией ещё не означает ее понимание, да и качество представленной в интернете информации абсолютно разное. Только человек со зрелым умом в состоянии критично осмыслить представленный разноплановый материал.

Чем младше ребенок, тем с более выверенной информацией он должен работать. А это означает, что бесконтрольное использование гаджетов младшими школьниками вообще недопустимо.

Необходимо следить и за временем, которое ребенок проводит за компьютером, в телефоне, помня о проблеме интернет-зависимости.

Не будем забывать и о том, что часто дети, оценивают друг друга по крутизне имеющихся у них смартфонов, избегая общения со сверстниками, у которых нет таких гаджетов. Не зря в ряде стран уже введен запрет на использование в школах мобильных телефонов.

comments powered by HyperComments
Из рубрики