Память об Афганистане – на фото из армейского альбома

15 февраля – День вывода войск Афганистана. В нынешнем году воины-интернационалисты отмечают 29 годовщину со дня этого события. Воспоминаниями о службе в Афганистане, а также фотографиями того времени поделились воины-афганцы, проживающие в нашем районе.

Проверка боеприпасов перед операцией.
Проверка боеприпасов перед операцией. / Фото: Из личного архива А. Апановича.

АПАНОВИЧ Александр Адамович (50 лет, г. Ганцевичи. Женат, имеет троих детей).

Вместе с солдатом правительственной армии Афганистана.
Вместе с солдатом правительственной армии Афганистана.

На фото А. Апанович (справа). «Фото сделано 10 февраля 1987  года. Слева от меня солдат из правительственной армии Афганистана (мы были союзниками). Просто захотелось с ним сфотографироваться. Карабин со штыком взял на время у афганского солдата, чтобы кадр получился поинтереснее. На мне зимняя военная форма, а сверху бронежилет»

Военную службу в Афганистане проходил с октября 1986 года по май 1988 год.

Александр служил в разведроте отдельного полка ВДВ в Баграме. Начал службу рядовым.

Во время службы он был дважды ранен. Первое ранение получил  осколком из гранатомета при прочесывания ущелья в окрестностях Джалалабада. За эту операцию получил медаль «За отвагу».

Вот как это было: это был первый вылет на операцию на вертолете. Происходило все в горах, в ущелье на самой границе с Пакистаном. Там обнаружили большой лагерь душманов, и нужно было прочесать ущелье. Наши воины попали под обстрел: человек 50 палили из автоматов по ним. Рядом с Апановичем разорвалась граната, выпущенная из гранатомета, осколок попал в пулемет Александра и его заклинило. Офицера, который был рядом, ранило, Александр стал его вытаскивать из-под обстрела и заметил, что у самого по ноге течет кровь.  К счастью, это было легкое ранение.

Инструктаж командира взвода перед вылетом.
Инструктаж командира взвода перед вылетом.

Александр рассказал еще про один бой с душманами.

«Выбросили нас в ущелье, кишлак со всех сторон горами окружен, духам деваться некуда, только по тропинке убегать. Трое из них остались прикрывать остальных, спрятались за каменной кладкой и отстреливаются. Мы кидаем гранаты, кидаем, безрезультатно – все равно палят как сумасшедшие.

Командир взвода сказал мне: « Саня, отползи метров 80, чтобы их чуть видно было и стреляй. Я ползу, подниму голову – не видно, опять подниму – не видно… Потом смотрю, дух приподнялся над каменной кладкой дувала и строчит по нам. Я выстрелил – мимо. А руки дрожат… Полежал  пару секунд, пока не успокоился. Потом пулемет так прижал, что у меня руки ад посинели, и как дам очередь! Весь магазин выстрелил. В кого-то из них  попал сразу, а кого-то и пули шальные зацепили. Убил их всех.

Что ценно: одна пуля из моего пулемета, 5, 45 калибр, пробила даже ствол их автомата. Такое практически невозможно…»

Еще фото:

Во время отдыха на марш-броске.
Во время отдыха на марш-броске.

«Это мы после засады отдыхали на марше. Я спал внутри БТР-80. Во время остановки ребята стали по броне автоматом стучать: «Саня, вставай, фоткаться будем!..» Я вылез, и меня сфотографировали, как есть… Я тогда был командиром взвода, а рядом мой командир отделения, Николай Раскин, мордвин».

Склад боеприпасов душманов в скале.
Склад боеприпасов душманов в скале.

«Это мы во время одной из операций взяли «духовский» склад с боеприпасами. Здесь патронные цинки, реактивные снаряды, или «эрэсы», а там позади целая гора пулеметных лент, уже полностью заряженных, то бишь вставляй в пулемет и стреляй. Мы сфотографировали склад, дождались саперов, которые его заминировали и взорвали. Боеприпасами мы практически не могли воспользоваться, они нам не подходили. Взрывали, чтобы «духи» не могли ими воспользоваться…»

По дорогам Афгана.
По дорогам Афгана.

«Фото сделано 23 сентября 1987 года. Чья-то машина, не нашего взвода, подорвалась на мине и ее отволокли в сторону, чтобы не мешала движению. Здесь и наши колонны идут, и местные жители на ишаках…» 

На дембель А. Апанович вышел в звании старшины. После выхода на «гражданку» награжден орденом Красной Звезды.

КОХОВИЧ Александр Петрович (51 год, д. Мальковичи. Работает на Мальковичской железнодорожной станции электромонтером СТБ. Женат, есть взрослые сын и дочь, недавно родился внук).

Память об Афганистане – на фото из армейского альбома

А. Кохович  вместе с армейским товарищем.

 

С другом-однослуживцем после марш-броска.
С другом-однослуживцем после марш-броска.

на фото Александр Кохович  вместе с другом-однополчанином, с которым вместе призывались в армию.

На службу в армии призвался в конце 1986 года. Полгода провел в «учебке» в Ростовской области, а в мае 1987 года попал в Афганистан в 101-ый мотострелковый полк, который базировался в городе Герат. После «учебки» имел звание младший сержант. На службе был водителем КАМАЗа, так как до армии окончил Ганцевичское профессионально-техническое училище.

Во время службы в Афганистане в обязанности Александра входила доставка боеприпасов и продовольствия из Герата в Шинданд, при этом их колонну всегда сопровождали боевые машины.

«Опасность нарваться на душманов была постоянно», – сказал Александр Петрович.

Он вспомнил случай, когда его жизнь висела буквально «на волоске»…

В одной из рабочих поездок в КАМАЗе Александра прокололи колеса заостренными патронами, разбросанными на дороге: таким образом местное население вредило советским воинам. «Запаски» у них не оказалось, поэтому товарищи отправилась на точку за новыми колесами, а Александру и его другу-однополчанину Константину  (парни вместе призывались) приказали ждать помощи. Солдаты затаились в своих машинах, но когда колонна с советскими воинами скрылась из вида, к их машинам подъехал отряд ополченцев.

«Все, думаю, капец нам пришел, убьют!… Но нет, они посмотрели на нас, и не тронули. Пожалели, наверное…» – рассказал Александр Петрович.

В Афганистане он провел 22 месяца: 20 января 1989 года Александр вернулся домой. На то время он имел звание старшего сержанта.

ШАМАТУЛЬСКИЙ Иван Викторович (50 лет, д. Куково. Работает в КУМПП ЖКХ «Ганцевичское РЖКХ» слесарем. Женат, есть взрослые сын и дочь, а также один внук. )

Перед дембелем.
Перед дембелем.

«Во время службы солдатам не особенно разрешали фотографироваться в Афганистане, тем более с боевыми наградами. А ведь нам, молодым хлопцам, хотелось что-то оставить себе на память, чтобы было что показать родным. Поэтому при случае мы старались сделать различные фото. Этот снимок был сделан буквально за несколько дней до дембеля: было радостно, что скоро домой, оттого и вид немного хулиганский…»

На службу Ивана призвали в ноябре 1986 года в погранвойска. Курс молодого бойца он прошел в г. Кушка в Туркменистане, после чего из тысячи новобранцев выбрали сто для службы в Афганистане. В эту сотню вошел и Иван.

«Не хотелось, конечно, служить в «горячей точке», но приказ есть приказ, солдаты его не обсуждают, а выполняют…» – сказал он.

На службу в Афганистан он прибыл в мае 1987 года в звании рядового.  Служил  старшим водителем  БТР-70 мотоманевренной групы.

Воспоминания об Афгане у Ивана противоречивые.

«Отсталая, забитая страна, где население почти сплошь все необразованное. И пейзажи серые, невыразительные… Но с середины апреля по май горы преображаются, «цветут»: повсюду зелень, красные маки и тюльпаны. Красота!..» – сказал он.

И все же в Афганистан молодой боец попал не видами любоваться. За время службы Ивану часто приходилось видеть, как погибают его однополчане.

«Во время нападения на нашу колонну погиб мой лучший друг Павел Подрез. Снаряд попал в его машину, и он сгорел прямо  у меня на глазах… Я плакал, как мальчишка,   – рассказал он. – И хотя мы понимали, что это война, что в каждый момент тебя могут обстрелять, и даже убить, но привыкнуть к тому, что погибают твои товарищи, невозможно…»

Еще во время службы в Афганистане Иван был награжден медалью «За отвагу».

«Это была крупная операция: трое суток продолжался бой, нас душманы конкретно тогда обложили… Это была так называемая «кровная месть»: в одной из наших операций убили брата одного из нападавших, поэтому они решили нас всех перебить,  – рассказал Иван Викторович. – По нам стреляли из минометов, снарядами нас забрасывали… Забросили 170 реактивных снарядов! А мы в окопах схоронились, и даже технику окопали, и тоже отстреливались отчаянно! Душманам не удалось нас победить…», – рассказал он.

Иван Викторович служил ровно два года – вплоть до вывода советских войск из Афганистана. Домой он попал 18 февраля 1989 года.  По окончании службы он имел звание ефрейтор. На «гражданке»  – в мае 1989 года – был награжден орденом «Красной звезды».

ВАСИЛЕВИЧ Геннадий Иванович (51 год, д. Мальковичи. Работает в д. Мальковичи на насосной станции. Женат, имеет троих детей: две дочери и сына. Есть один внук).

На местном средстве передвижения – осле.
На местном средстве передвижения – осле.

«Когда выдалась свободная минутка от службы, мы с сослуживцами одолжили у местного жителя животное, и фотографировались по очереди, чтобы послать карточки домой. Это фото сделано приблизительно в 1987 году на границе».

Боевые товарищи.
Боевые товарищи.

На фото Г. Василевич – крайний справа.

Призвался на службу в конце 1985 года. Служил в Московском погранотряде в инженерно-саперной роте на границе Таджикистан-Афганистан на реке Пяндж.

Геннадий Иванович рассказал, что во время службы в обязанности его роты  входило переправлять технику через границу. Участвовать в боевых операциях либо под обстрел попадать не приходилось.

«Не припомню, чтобы мы особо рисковали жизнью.  Наверное, потому что все время мы были в движении, подолгу в Афганистане не задерживались, сновали туда-сюда через границу…» – сказал он.

Во время службы, по словам Геннадия Ивановича, очень хотелось домой, и письма с родины служили своеобразной отдушиной.

«Эта страна была для нас чужой, с ее традициями, с непривычной для нас природой природой. Не поверите, как мы скучали по родным лесам… Да мы до дембеля дни считали!» – сказал он.

Геннадий Василевич дембелизовался в 1988 году в звании рядовой, прослужив два года.

Из рубрики