weather

USD 2.0458

EURO 2.2613

RUR(100) 3.2083

search

Почему дети не читают?

На этот вопрос можно дать много ответов: например, время другое, игрушек много, школьных заданий много, мы были другими... Хотя нет, мы были такими же детьми... И мы читали много. Почему же сейчас дети не хотят читать? Родителей волнует вопрос, как сделать так, чтобы дети читали? На этот вопрос я и постараюсь ответить в данной статье.

Представьте себе картину (кстати, она довольно распространённая во многих семьях): вечер, вся семья в сборе, включен телевизор, заодно и компьютер, в одной руке главы семейства пульт, в другой – мобильный телефон либо планшет и другие «погремушки». И родитель, нажимая на все возможные кнопки, всеми пальцами, кричит своему чаду: «Когда же ты в конце концов сядешь за книгу!?»

Что сказать? Даже если ребёнок сядет за книгу, он там будет видеть ... правильно подумали. И скажу вам, что ваш ребёнок тысячу раз прав.

Теперь представьте другую картину (её будет сложнее представить, потому как ох как непривычно, хотя люди так жили тысячелетия): вечер, вся семья в сборе, телевизор выключен и выдернута антенна. Все мобильные, планшеты, ноутбуки спрятаны. Оставим лишь электричество. Опаньки! Как непривычно тихо, и чем же заняться? Руки по привычке ищут телефон, чтобы глянуть последние новости в Facebook, но мобильника нет!

А заняться есть чем. Возможностей миллионы. Для начала просто послушайте тишину внутри себя, вместе с детьми – это очень важно: уметь слушать себя, своих детей. Потом... Потом можно вместе сделать что-то по дому, убрать, переместить, умыть, вытереть.

Можно поиграть в настольные игры, даже в карты... да-да, поиграйте с детьми в карты, подарите им эту радость – СЕБЯ. А потом вечер сам вам подскажет, какую книгу взять в руки. И под ваше монотонное чтение вслух ребёнок уснёт, свернувшись калачиком под одеялом, счастливый от того, что у него есть папа и мама, которые его очень сильно любят.

И вашему ребёнку не нужно тысячу пятьсот игрушек, конструкторов, одёжек и прочих вещественных доказательств вашей любви. Ему достаточно, когда вы просто возьмёте книгу в руки и начнёте ему читать, обняв его другой рукой. И неважно, сколько вашему ребёнку лет – пять, десять, пятнадцать или двадцать. Если он с вами, читайте ему вслух. Да, да! Я знаю, о чём говорю.

У меня двое детей – сын 13 лет и дочь 10 лет.

Я долго сыну (а потом дочери) читала вслух по утрам и вечерам. Утром перед садиком, потом перед школой (у нас подъём в 5,45, а в школу выходим в 7,00) мой голос настраивал сына на прекрасный день, сопровождал его в течение дня. Вечерние чтения были и продолжением приключений, описываемых в книге, и колыбельной. Мама рядом, и всё хорошо.

Когда сыну исполнилось 8-9 лет, и он уже сам умел хорошо читать, я ему сказала: «Всё! Ты уже большой! Читай сам». И предложила ему очень интересные и нетрудные в чтении книги.

А сын... сердце сжимается и слёзы на глазах, когда вспоминаю тот период. Утро. И ... нет маминого чтения. Сын в школу идёт, но какой-то потерянный, грустный. В течение дня он пытается взять книгу в руки, но быстро откладывает и начинает мастерить.

Мастерил в то время очень много и ... не читал. Как же так? Ведь я ему столько много читала, почему он не читает самостоятельно? Где я сделала ошибку? Ведь он большой уже и должен, ДОЛЖЕН читать сам! Я так думала тогда. Я металась. Было больно мне самой, было больно смотреть на сына: что делать? Потом я стала размышлять и поняла: во-первых, мой сын никому ничего не должен, во-вторых, я вдруг осознала, что наши совместные чтения с сыном доставляли массу удовольствия и мне, и ему.

Так зачем же я добровольно лишаю себя этой радости? Потому что где-то написано, что тогда-то ребёнок должен читать сам? Глупость. Никто моего ребенка не знает лучше, чем я сама.

В один из вечеров я взяла книгу в руки и зашла в комнату сынули. Он лежал и смотрел в потолок. Я села на край кровати, открыла книгу и начала читать. Слёзы катились у меня по щекам... Сынуля смотрел и слушал меня ВСЕМ СОБОЙ, он НЕ МОГ ПОВЕРИТЬ, что мама снова ему читает, что мама СНОВА рядом с ним!

Как я сказала выше, сыну уже 13, дочери 10. Я много читаю им вслух до сих пор, выбираю те книги, которые интересны всем нам троим. Сын и дочь при этом много читают самостоятельно. Но совместные чтения по утрам и вечерам – традиция в нашей семье. И пока мои дети со мной, и пока они будут хотеть, я буду читать им вслух, потому что это радостно, это здорово, от этого захватывает дух и у меня, и у моих детей. Кстати, читаю не только я, но и мой муж, у него немного реже получается, но всё равно это время есть. Правда он чаще играет с детьми.

Дорогие родители, я хочу вам сказать, что вы самые лучшие родители для ваших деток. Не зря они выбрали именно вас. И если что-то пошло когда-то не так, поверьте, всё можно НАПРАВИТЬ в нужное русло! Не отдавайте своё драгоценное, свободное от работы время ТВ или интернету. Отдавая своё время технике, вы отдаёте вместе с ним и свои богатые возможности, и здоровье, и деньги, и ... теряете детей. Вернуться к детям легко.

Они, в отличие от взрослых, прощают легко, особенно своим, таким дорогим и родным маме и папе. Самое простое – начать читать им вслух. Как сказал Альберт Эйнштейн: "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными – читайте им сказки".

Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок.  Может случиться так, что снова взяв в руки книгу и начав её читать детям вслух, вы вполне эту книгу не дочитаете по причине того, что ваш ребёнок решит прочесть её сам, не дожидаясь следующего вечера. Что ж – это прекрасно! Пока он читает, найдите новую интересную книгу. Я даже подскажу какую.

Время сейчас особенное – предзимье, когда осени уже почти нет, а зима ещё только прихорашивается, чтобы прийти к нам в гости. И это время как будто создано для уютных совместных семейных вечеров с книгами, пледом, свечой и тёплым имбирно-медовым чаем.

Вот некоторые из тех книг, которые мы в это время читаем и перечитываем с детьми: Сьюзан Войцеховски «Рождественское чудо мистера Туми»,  О. Генри «Дары волхвов»,  Елена Ракитина «Приключения новогодних игрушек»,  Ульф Старк, Эва Эриксон «Рождество в лесу»,  А. Жвалевский, Е. Пастернак «Правдивая история Деда Мороза»,  С. Лагерлёф "Легенда о Рождественской Розе", сборник «Ёлка. Сто лет тому назад» – автор-составитель Е. Ким.  

В следующий раз расскажу о значении чтения и о правах читателя. Да-да! Оказывается, существуют права читателя! Чудесной вам, нескучной и чуточку волшебной недели.

comments powered by HyperComments
Темы: Мнение
Из рубрики