weather

USD 2.1138

EURO 2.3985

RUR(100) 3.2705

search

Как в Избийском Бору полешуки престольный праздник отмечали

На обширных просторах Сети читатели отыскали репортаж Ромуальда Мацкевича, опубликованный в 1936 году в польском альманахе "Вярус". В нем идет речь о том, как 82 года назад наши земляки отмечали в Избийском Бору Успение пресвятой Богородицы. 

 фото иллюстративное | Избийский Бор
фото иллюстративное | Избийский Бор / Фото: Сергей Багров

Современник рассказывает, что 29 августа Избийский Бор, расположенный на землях, принадлежавших княжескому роду Радзивилов, становился местом своеобразного христианского фестиваля, в котором принимали участие не только жители Лунинецкого повета (куда относились и деревни нашего района), но и соседнего Слуцкого. Как свидетельствует автор репортажа приезжали сюда из Несвижа и Клецка.

Как свидетельствует современник, Избийский Бор и небольшая церковь, которая там находилась, были священными местами для христиан. В этот день здесь проходил крестный ход.

«Возглавили процессию четверо сильных парней, которые несли колокола, привязанные на дубовые оси. Следом шли духовенство и шляхта, мужчины несли хоругви. А за ними над склоненными головами полешуков проплывал палантин с образом Божьей Матери».

Юные модницы щеголяли здесь новыми нарядами.

«Был я на этом празднике 10 лет назад. Мне довелось тогда увидеть полешуков в самых различных строях одежды, часто не имеющих названий…лирники (лира – старинный струнный инструмент) сидели на ступенях церкви и пели песни о Лазареи Иоанне, о татарах-язычниках… Хуторяне с далеких лугов одеты в домотканое и в лыковые лапти». Нынче лирников уже не было, сетует Мацкевич.

Им на смену пришли скрипачи, чьи«писклявые звуки раздавались с разных сторон широкой площади перед церковью». Отдельное внимание автор уделил описанию ярмарки, которая развернулась на празднике. Привозили сюда из разных мест сельхозпродукцию, но особым спросом пользовались фрукты: яблоки, сливы и груши.

Автор называет яблоки «панским деликатесом» и рассказывает, что садоводство на Полесье было мало развито. По словам Ромуальда Мацкевича, на празднике много работы было у полиции, которая наблюдала за порядком и следила за тем, чтобы «прибывшие неизвестно откуда шулеры, предлагавшие азартные игры в «три карты», лотереи и другое, не выманивали деньги у доверчивых полешуков».

Пожилые полешучки. Внимание привлекали характерные головные уборы, которые носили только замужние женщины
Пожилые полешучки. Внимание привлекали характерные головные уборы, которые носили только замужние женщины

Героями репортажа стали также «полесские жабраки».Они,по мнению автора, отличались от обычных польских попрошаек, причем кардинально.

Полесские просители милостыни передвигались не пешком, а на конных повозках, которые имели вид цыганских кибиток. Они не заходили в дома и не попрошайничали у церквей.Такие люди приезжали в деревни и на хутора и останавливались на лобных местах. А жители сами приносили им хлеб,сыр и сало. Те, в свою очередь, благодарили и благословляли людей. Пропустить повозку мимо дома считалось плохим знаком.

«Праздник завершался к полудню, когда полешуки начинают понемногу разъезжаться. По дороге домой они делятся впечатлениями и живо обсуждают события праздника. И впечатлений им хватает до следующего года», – резюмирует автор свою публикацию.

Церковь в Избийском Бору | Праздничная процессия
Церковь в Избийском Бору | Праздничная процессия

Из рубрики
comments powered by HyperComments