weather

USD 2.5755

EURO 3.0365

RUR(100) 3.4258

search

Беларусь без интернета: как провайдеры компенсируют время «простоя»

Ущерб экономике страны от такого отключения оценили в  $141 млн. Сколько денег смогут вернуть себе белорусы?

 В Беларуси с 9 по 11 августа 2020 года не работал интернет
В Беларуси с 9 по 11 августа 2020 года не работал интернет / Фото: Сергей Багров

С 9 по 11 августа в Беларуси практически полностью отключили интернет. Мало кто думал, что такое возможно в современном мире: почти все производственные процессы "завязаны" на глобальной паутине.

Кто отключил интернет?

В понедельник президент заявил, что некие силы пытаются отключить Беларуси интернет извне:

«Кому-то неймётся, призывают выходить на улицы. Даже из-за границы отключают интернет, чтобы вызвать недовольство у населения».

В этот же день по поводу проблем с интернетом сделали заявление и в «Белтелеком»:

«8 августа текущего года отмечается значительный рост трафика, поступающего с внешних IP сетей из-за пределов Беларуси. Системами предприятия фиксируются множественные кибератаки различной степени интенсивности на сайты государственных органов и ресурсы Белтелекома. Это привело к значительной перегрузке каналов, сбою и выходу из строя телекоммуникационного оборудования и, как следствие, затруднениям с доступом для абонентов к отдельным ресурсам и сервисам сети Интернет».

К вечеру 10 августа специалисты республиканского оператора по предоставлению услуг интернета «Белтелеком» рассчитывали полностью восстановить доступ пользователей ко всем ресурсам глобальной сети. Однако утром следующего дня пользователи Интернета продолжили жаловаться на практически полное отсутствие доступа ко всем основным социальным сетям, мэссенджерам и поисковым системам, а люди из других стран не смогли открыть некоторые сайты в национальном белорусском домене BY.

На 3 дня интернет стал роскошью, а не средством коммуникации
На 3 дня интернет стал роскошью, а не средством коммуникации / Фото: Сергей Багров

Проблема с интернетом наблюдалась и весь вторник. Лишь ранним утром 12 августа пользователи сети заметили оживление своих мобильников - стали приходить уведомления из соцсетей и мэссенджеров. Кроме того, заработали и поисковые системы, а большинство сайтов начали открываться без использования VPN.

Из-за отсутствия стабильного интернет-соединения возникли проблемы у банков и компаний IT-сферы. Также трудности испытывали службы такси, работающие через специальные приложения. Для некоторых организаций и предприятий проблема частичного отсутствия интернета и вовсе стала причиной временного сворачивания своего бизнеса, так как работать в таких условиях им было просто невозможно.

Когда стало невозможно работать, многие руководители компаний-участниц Belarus IT CEO Club (BICC) стали звонить в Парк высоких технологий (ПВТ). Однако им последовал ответ:

«Мы технически ничего не можем сделать».

Тогда компании, входящие в организацию BICC (сейчас это около 620 представителей 250 ИТ-компаний), решили направить открытое письмо в ПВТ, пишет dev.by. В самом обращении говорится следующее:

«В Республике Беларусь с утра 9-го августа существуют ограничения доступа к сети интернет, существенно влияющие на деятельность компаний-резидентов Парка. Каждый час отсутствия интернета негативно сказывается на деловой репутации как компаний, так и страны в целом. Более того, компании несут прямые финансовые потери в связи с отсутствием возможности вести деловую активность, а также оказывать свои услуги в полной мере».

Обращение поддержали представители Flatlogic, Cortlex, IdeaSoft, Bamboo Group, MapData, Celadon, ForteGroup, DataRocket, Solvd, Gismart, Akveo, *instinctools, Ханзеком БАЙ, Orangesoft, Abiatec, DashBouquet, Rozum Robotics, Aiolane и ряд других. И хотя интернет в Беларуси уже заработал, обращение все же передадут в Парк высоких технологий.

Из-за отсутствующего интернета «пострадали» и простые люди, ведь не все проводят свое свободное время в сети, читая новости и листая ленты соцсетей. Интернет – это и мэссенджеры, через которые многие общаются с родственниками, друзьями и знакомыми. Многие едут работать за границу, и у них практически не было возможности оперативно связаться с домом.

СПРАВКА

Международная организации NetBlocks, оценила ущерб экономике Беларуси, нанесённый из-за отсутствия интернета, в  $141 млн.

День без интернета стоит Беларуси 56 401 874 доллара
День без интернета стоит Беларуси 56 401 874 доллара / Фото: netblocks.org/cost/

На утро 11 августа в Беларуси можно было работать через несколько VPN-сервисов.

Программы для Android, которые могут помочь
Программы для Android, которые могут помочь

Для мобильных устройств (Android), компьютеров и ноутбуков (Windows) – эти программы можно скачать по ссылкам:

УСТАНОВИЛИ СЕБЕ – УСТАНОВИТЕ И ДРУГИМ!

Если говорить о мнении независимых экспертов, то они не верят в DDOS-атаки, на которые ссылаются провайдеры. В частности специалист по трафику из России Дмитрий Сергеев говорит, что такое невозможно в принципе.

- Блокировались чётко определённые ресурсы и сервисы: мессенджеры, соцсети, каналы обхода блокировок, определённые независимые СМИ,  - говорит Дмитрий Сергеев. - Это возможно сделать только намеренно и целенаправленно.

Правила перерасчета

Министерство связи и информатизации рекомендовало операторам электросвязи рассмотреть возможность перерасчета абонентской платы. Первыми решение о возврате денежных средств за 9-11 августа приняли в компании A1. Корректировки коснутся пользователей мобильной связи, домашнего интернета и телевидения VOKA.

Абонентам мобильной связи (физическим и юридическим лицам), пользующимися тарифами, в абонентскую плату которых вместе с голосовыми сервисами включен пакет интернет-трафика:

  • На тарифных планах с объемом включенного трафика c 500 Мб до 9 ГБ — в размере 30% ежедневной абонентской платы за каждый день отсутствия сервиса.
  • На тарифных планах с объемом включенного трафика от 10 ГБ — в размере 50% ежедневной абонентской платы за каждый день отсутствия сервиса.
  • Абонентам мобильного интернета, пользующимся тарифами/платными интернет-пакетами, включая роуминг-пакеты, в абонентскую плату/стоимость пакетов которых включен только интернет-трафик, вне зависимости от объема и скорости, будет предоставлена компенсация в размере 100% от ежедневной абонентской платы/стоимости пакета за каждый день отсутствия сервиса.

Корректировки абонентских плат на тарифных планах, не включающих услугу передачи данных, а также с включенным пакетом интернет-трафика менее 500 Мб производиться не будут.

Aбонентам (физическим лицам) домашнего интернета и телевидения VOKA:

  • На тарифных планах домашнего интернета без включенного видеосервиса VOKA — в размере 100% ежедневной абонентской платы за каждый день отсутствия сервиса.
  • На тарифных планах домашнего интернета, в абонентскую плату которых включен видеосервис VOKA, — в размере 50% ежедневной абонентской платы за каждый день отсутствия сервиса.

Aбонентам фиксированного интернета и телевидения VOKA (юридическим лицам), а также клиентам ЦОД А1:

  • Клиентам фиксированного интернета, а также клиентам ЦОД А1, использующим интернет для обеспечения доступа/работоспособности корпоративных ресурсов, — в размере 100% ежедневной абонентской платы за каждый день отсутствия сервиса.
  • На тарифных планах фиксированного интернета, в абонентскую плату которых включен видеосервис VOKA, – в размере 50% ежедневной абонентской платы за каждый день отсутствия сервиса.

Корректировки абонентских плат будут проводиться в автоматическом режиме в соответствии с описанным алгоритмом физическим лицам — путем зачисления на баланс, начиная с 16 августа, юридическим лицам — будут учтены в счете за август, о чем абоненты получат соответствующие уведомления.

Оператор life:) также принял решение выплатить компенсацию за время "простоя".

Так, в срок до 16 августа 2020 года компания вернет на бонусный счёт:

  • 70% абонентской платы за три дня на тарифах, в которые включены минуты и ГБ
  • 100% абонентской платы за три дня на тарифах, в которые включены только ГБ

Компенсация будет начислена автоматически, об этом абонент будет проинформирован SMS-уведомлением.

В компании МТС пообещали объявить информацию о размере и порядке компенсации после восстановления работы интернет-сервисов. Однако, на 13 августа 2020 года оператор молчит.

На их сайте размещена следующая информация:

В связи со сложностями в работе сервисов передачи данных, возникшими у абонентов услуг доступа в сеть Интернет и хостинга РУП «Белтелеком», в период со второй половины дня 9 августа по 11 августа 2020 года по причинам, не зависящим от РУП «Белтелеком», руководством компании принято решение о корректировке сумм начислений за трое суток в соответствии со следующим порядком:

  • абонентам доступа в сеть Интернет byfly и постоянного доступа в сеть Интернет по выделенным линиям (физическим и юридическим лицам) будет выполнен перерасчет в размере 100% ежедневной абонентской платы по тарифному плану;
  • абонентам пакетов услуг (за исключением «ЯСНА лайт») (физическим и юридическим лицам) будет выполнен перерасчет в размере 50% ежедневной абонентской платы по пакету услуг;
  • абонентам услуг хостинга будет выполнен перерасчет в размере 50% ежедневной абонентской платы за пакеты услуг «Виртуальный выделенный сервер», «Предоставление физического сервера (Dedicated)», «Предоставление дискового пространства» и услугу «Размещение оборудования «Colocation»;
  • абонентам услуги «Предоставление в пользование сети Wi-Fi» будет выполнен перерасчет в размере 100% ежедневной абонентской платы по тарифному плану с учетом дополнительной пропускной способности канала.

Корректировки будут выполнены в автоматическом режиме для услуг с авансовой формой оплаты – в срок до 31 августа 2020 года; для услуг с кредитной формой оплаты – учтены в выставляемых счетах за услуги, оказанные в августе 2020 года.

Как будут компенсировать свои убытки компании, которые потеряли прибыль из-за отключения, пока неизвестно. Но в ближайшее время стоит ожидать массовые иски к провайдерам и хостерам. Если вы лишились заработка или прибыли из-за неработающего интернета, позвоните нам по телефону: +375 (1646) 6-21-26  

Подпишитесь на наш канал
comments powered by HyperComments
Материалы по теме
Из рубрики