weather

USD 2.6293

EURO 2.9482

RUR(100) 3.3334

search

Декрет о «тунеядстве» вынуждает правительство изменить закон «О занятости населения Республики Беларусь»

Проект Закона во исполнение подпункта 14.2. пункта 14 Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года №3 «О предупреждении социального иждивенчества» подготовлен Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. В нем предлагается установить обязанности безработного самостоятельно заниматься поиском работы, являться на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления, являться в органы по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу (учебу) и т.д. 

Вносимые в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» дополнения и изменения направлены на повышение эффективности вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан, создание условий для развития и поддержки высокой мотивации безработных к активному поиску работы, усиление ответственности нанимателей за соблюдение законодательства о занятости населения, установление прозрачного механизма назначения пособия по безработице.

Проектом Закона предлагается установить обязанности безработного (самостоятельно заниматься поиском работы, являться на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления, являться в органы по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу (учебу) и т.д.), что позволит закрепить систему взаимоотношений (взаимоответственности) органов по труду, занятости и социальной защите, нанимателей и безработных в решении вопросов трудоустройства безработных.

С целью создания условий, позволяющих повысить эффективность вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан, предлагается снизить до пяти дней (с двух недель) срок, обязывающий нанимателей письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии у них свободных рабочих мест, вакансий.

Одновременно, в соответствии с указанным Декретом будет усилена ответственность нанимателей за нарушение законодательства о занятости. В совокупности вносимые нормы позволят повысить ответственность нанимателя в части предоставления информации об имеющихся у него вакансиях, и, как следствие, расширят возможность для трудоустройства безработных граждан.

Также проектом Закона предусмотрено усиление ответственности безработных за нарушение законодательства о занятости населения, что позволит стимулировать безработных к более активному поиску работы. Кроме того, в целях профилактики социального иждивенчества предусмотрено сокращение максимального периода нахождения граждан на учете в качестве безработных с тридцати шести до восемнадцати календарных месяцев.

Для обеспечения оперативного прогнозирования численности граждан, которые потенциально нуждаются в содействии органов по труду, занятости и социальной защите в подборе места работы, и принятия необходимых мер, направленных на скорейшее вовлечение данных граждан в трудовую деятельность, проектом Закона предлагается обязать нанимателей информировать органы по труду, занятости и социальной защите о предстоящем высвобождении работников не позднее, чем за два месяца.

Проектом Закона определены категории работников, находящихся под угрозой увольнения. К ним относятся работники, которые:

подлежат увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя;

предупреждены о сокращении численности или штата работников;

по инициативе нанимателя находятся в вынужденном простое, работают в режиме неполного рабочего времени, в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.

Кроме того, предусмотрена возможность осуществлять финансирование, а также применение иных мер экономического стимулирования и поддержки в отношении нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения. В настоящее время предусмотрена только компенсация расходов. Применение указанных мер будет способствовать снижению профессионально-квалификационного дисбаланса на рынке труда.

Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 23 марта 2010 г. № Р-432/2010 было предложено уточнить перечни оснований прекращения трудового договора для назначения стипендии и пособия по безработице для граждан, прекративших трудовые отношения по собственному желанию, при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы (например, состояние здоровья, нарушение нанимателем законодательства о труде и т.д.), а также в связи со сменой собственника имущества организации (пункт 11 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Справочно. В соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь» безработным гражданам, прекратившим трудовые отношения по собственному желанию, по соглашению сторон либо трудовой договор с которыми прекращен по ряду оснований, предусмотренных статьями 42, 44 и 47 Трудового кодекса, в случае прохождения ими подготовки, переподготовки, повышения квалификации стипендия выплачивается в меньшем размере по сравнению с общеустановленным.

Статья 24 этого Закона допускает также возможность отказа названным гражданам в назначении пособия по безработице.

Однако в основе прекращения трудового договора могут быть обстоятельства, затрудняющие продолжение работы (например, болезнь). Увольнение может быть обусловлено нарушением нанимателем законодательства о труде, трудового договора (часть четвертая статьи 40 Трудового Кодекса Республики Беларусь), а также сменой собственника имущества организации (пункт 11 статьи 47 Трудового Кодекса Республики Беларусь).

По мнению Конституционного Суда, закрепленные в Законе положения относительно перечня оснований прекращения трудового договора с работником, влияющих на размер стипендии либо на возможность назначения пособий по безработице, не являются последовательными и справедливыми, они не обеспечивают гарантии реализации права граждан на защиту от безработицы.

В целях обеспечения реализации Решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 23 марта 2010 г. № Р-432/2010 в проекте Закона уточнены перечни оснований прекращения трудового договора для назначения стипендии и пособия по безработице.

Исходя из сложившейся практики работы органов по труду, занятости и социальной защите в проекте Закона уточнены вопросы повторной регистрации безработных, ранее снятых с учета, в том числе предусматривается, что безработные, снятые с учета в случае попытки получения или получения пособия по безработице обманным путём, могут быть повторно зарегистрированы безработными в органах по труду, занятости и социальной защите только после возмещения причинённого ущерба.

В настоящее время в соответствии с частью четвертой статьи 24 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», безработные, получающие пенсии, получают пособие по безработице в размере разницы между размером пенсии и размером пособия.

В тоже время статьей 11 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» установлено, что при одновременном происшествии таких страховых случаев, как инвалидность, достижение пенсионного возраста и потеря работы, выплачивается только один вид пенсии или пособия. В целях устранения дублирования норм часть четвертая статьи 24 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» исключается.

Проектом Закона предусматривается введение новой статьи, закрепляющей право безработных граждан на стажировку. Стажировка безработных граждан осуществляется в целях приобретения ими профессиональных знаний, умений и навыков практической работы в соответствии с полученной профессией (специальностью), повышения конкурентоспособности на рынке труда, расширения возможностей трудоустройства. Порядок и условия организации стажировки безработных граждан определяется Правительством Республики Беларусь.

Прием на работу по срочному трудовому договору в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь осуществляется на рабочие места согласно штатному расписанию. 

С целью расширения возможности получения дополнительной материальной поддержки в период поиска безработными гражданами постоянной работы, а также в целях сохранения у них мотивации к труду проектом Закона предусмотрена возможность заключать гражданско-правовой договор с гражданами, направленными для участия в оплачиваемых общественных работах. Данные меры позволят расширить перечень предприятий, готовых обеспечить занятость граждан на оплачиваемых общественных работах.

В соответствии с нормами Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» статьи 8 и 15 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» изложены в новой редакции в целях совместимости с законодательством Республики Беларусь.

Одновременно нормы Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» приведены в соответствие с нормами Трудового кодекса Республики Беларусь, а используемая в Законе Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» терминология, приводится в соответствие с терминологией, используемой в Кодексе Республики Беларусь об образовании.

Реализация Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» не потребует дополнительных бюджетных средств. Проект Закона соответствует законодательству Республики Беларусь.

Из рубрики
Top