weather

USD 2.6293

EURO 2.9482

RUR(100) 3.3334

search

В Беларуси прощупывают почву – грядет повышение цен на бензин?

За последний год мировые котировки нефти существенно снизились: с 98 долларов в 2014 году до 50 по состоянию на начало сентября 2015 года. Однако стоимость топлива в Беларуси не уменьшается, а наоборот, «Белнефтехим» прогнозирует очередное повышение наперекор объективным факторам.

Виталий Павлов, заместитель председателя концерна «Белнефтехим», 2 сентября заявил о возможном повышении цен на автомобильное топливо. По его словам, на то существует несколько причин. «При формировании цен учитывается целый ряд факторов: это экономическая и валютная составляющие, а также стоимость топлива в сопредельных государствах. Мы видим, что цена на нефтепродукты у нас выше, чем в Российской Федерации, но в то же время она существенно ниже, чем в странах Прибалтики, Польши и Украины. Также влияет, конечно, цена самой нефти для Беларуси с учетом налогового маневра. Мы работаем в тех условиях, которые сейчас имеем», – сказал Виталий Павлов.

Последний раз автомобильное топливо в Беларуси дорожало 13 января 2015 года (и это несмотря на прошлогодние обещания А. Лукашенко, что цены на топливо в 2015 году не поднимутся). В среднем розничные цены на бензин и дизельное топливо, реализуемые через АЗС, тогда увеличились на 4,7%. Стоимость 1 литра дизельного топлива с 13 января составляет 12 300 руб., бензина АИ-95 – 1 900 руб., АИ-92 – 11 100 (курс доллара – 14 330). При курсе доллара на 7.09.2015 (17 683 бел. руб.) это эквивалентно 0,69 доллара за литр дизеля; 0,67 за литр бензина АИ-95 и 0,62 доллара – за литр бензина АИ-92.

Отмечено также, что продажи автомобильного топлива на внутреннем рынке в 2015 году упали на 20%. Виталий Павлов объяснил это ростом цен, снижением экономической активности в стране и потреблением топлива в приграничных районах, которое уменьшилось на 25–30%. Выходит, «невезучие» белорусы из четырех областей страны должны возмещать недополученную прибыль из-за более предприимчивых жителей Витебщины и Могилевщины, покупающих дешевый бензин в России.

Интересно проследить динамику изменения цен на нефть. В 2011 году баррель нефти держится на отметке 111 долларов. В Беларуси стоимость топлива повышается 11 раз и однажды снижается. Среднегодовая цена в 2012 году составляет уже 121 доллар – рекорд за последние пять лет. В 2013 г. цена нефти падает до 108 долларов за баррель, при этом топливо в Беларуси дорожает пять раз за год. 4 раза дорожает топливо в 2014 году при цене 98,9 за баррель. 2 сентября 2015 г. нефть стоит 50,59 долларов.

Каждый раз ответственные по этому вопросу находили объяснение скачкам цен. В свое время виноватыми оказывались «спекулянты», зарабатывающие продажей бензина за границей, «обеспечение возможности модернизации производства» и «компенсация изменения курса рубля по отношению к иностранным валютам».

Что предложат нам в этот раз? Палочка-выручалочка и универсальное объяснение «правила диктует мировой нефтяной рынок» и ссылка на подорожание черного золота уже не соответствуют действительности, ведь за последний год нефть потеряла в цене почти в два раза.

Почему во всем мире нефть дешевеет, а топливо в Беларуси дорожает?

На этот вопрос есть ответ у «Белнефтехима»: белорусские водители оплачивают какой-то «российский налоговый маневр», рост курса доллара и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. С этого года наши соседи одновременно в несколько раз снизили таможенные пошлины на нефтепродукты и при этом существенно увеличили налог на добычу полезных ископаемых. Тем не менее, цена на нефть, которую покупает Беларусь у России, в 2015 году упала на 30%, на нефтепродукты — на 56%.

Леонид Заико, кандидат экономических наук, в комментарии Еврорадио высказал ироническое мнение, что «Белнефтехим» нам не нужен, если есть возможность покупать российский бензин по 50 центов. «В Беларуси все привязывается к обменному курсу. Люди, которые работают в «Белнефтехиме», такие же монополисты и любители доходов «из ничего», я бы сказал. Когда поехал российский рубль, я был в России. И бензин был полдоллара, в то время как курс менялся от 70 рублей за доллар до 60. А когда у нас упал рубль, ребята сразу решили, что надо повышать цены, потому что это выгодно. Но у нас таможенное пространство одно, свободное движение товаров одно. Где свободное движение бензина? Даешь российский бензин по 50 центов!»

Из рубрики
Top