weather

USD 2.5475

EURO 3.0986

RUR(100) 3.4261

search

Сбор, который не собирается: что будет с «дорожным налогом»?

Правительство в очередной раз пообещало определить механизм уплаты дорожного сбора.

Сбор, который не собирается: что будет с «дорожным налогом»?
Сбор, который не собирается: что будет с «дорожным налогом»? / Фото: иллюстративное

Власти говорят об этом с 2018 года. Сменилось уже три премьер-министра, а проблема, волнующая широкую автомобильную общественность, так и осталась нерешенной. Похоже, идеального решения нет, а непопулярные шаги на фоне политического кризиса власти сейчас делать опасаются, пишет 1reg.by.

Цена вопроса

Нынешняя система уплаты сбора, привязанная к прохождению техосмотра, порождает многочисленные жалобы, а найти более справедливый механизм участия владельцев авто в финансировании дорожной инфраструктуры правительство пока не может. Возможно, министры, представители разных ведомств, которые не могут договориться между собой, как всегда рассчитывали, что ключевое решение примет Александр Лукашенко. Однако тот еще в довыборные времена передал решение проблемы Совмину и парламенту. А они словно включили ручной тормоз на пути движения вперед.

«Все вопросы, которые вы вынесли на сотне страниц президенту, лежат в плоскости парламента и правительства. Вот давайте их и решайте, как в цивилизованном обществе», — сказал Лукашенко, обращаясь к участникам совещания по вопросу взимания дорожного сбора.

«Действующая форма уплаты госпошлины — она существует, ее надо платить. Это те суммы, которые являются достаточно подъемными. Поэтому сказать, что нас что-то поторапливает, не могу. Но, конечно, будем все это делать оперативно, потому что основная работа по вычленению наиболее приемлемых вариантов уже проделана. Надо только еще раз их обсудить, чтобы свериться с народом», — сказал премьер-министр Беларуси Роман Головченко.

Цифра:
Согласно данным правительства, средний размер пошлины для физлиц составляет сейчас 7,45 базовой величины или 201,15 рубля в год.

Подъемная ли это сумма? Ну, наверное, как для кого. Если в глубинке, то это треть средней зарплаты. Реальной, а не той, которую рисуют в радужных снах наши чиновники.

Вроде бы не так много. Но вот незадача: автовладельцы резко перестали проходить техосмотр. С каждым годом цифра тех, кто проходит, по данным ГАИ, уменьшается на 10-15 процентов. Сейчас с пройденным ТО ездят не более трети всех машин. А глава Совмина говорит: можно не торопиться. Да, можно, конечно, если ударить штрафами по «нерадивым» водителям, компенсируя, таким образом, недостаток средств в бюджет. Для этого вряд ли станут «сверяться с народом». Правда, пойдут ли «штрафные» деньги на дороги, или их направят, к примеру, на содержание силовых структур, еще вопрос.

Сбор, который не собирается: что будет с «дорожным налогом»?
Сбор, который не собирается: что будет с «дорожным налогом»? / фото: иллюстративное

Между тем, в условиях такой неопределенности Минфин при планировании доходов и расходов на будущий год решил не закладывать в бюджет поступления от уплаты дорожного сбора. Проект бюджета изначально был сверстан с учетом приостановки взимания госпошлины за допуск к участию в дорожном движении. В этом случае казна в будущем году может недополучить почти 200 млн рублей. К слову, расходы республиканского дорожного фонда планируются в объеме 760 млн рублей. Эти деньги нужно будет направить на погашение взятых кредитов, содержание, ремонт и строительство дорог, как республиканских, так и местных.

Если владельцы транспортных средств не будут участвовать в финансировании дорожной сети, это бремя ляжет практически в полном объеме на республиканский бюджет. Который, к слову, на будущий год формируется с дефицитом.  И не факт, что правительство решится его увеличить путем отмены взимания госпошлины.

Пути решения

Последние два года на слуху было три варианта решения вопроса о том, как автомобилисты должны участвовать в финансировании дорожной инфраструктуры.

Вариант первый (самый простой для правительства) — все оставить как есть

Минусы: несправедливость (интенсивность езды никак не влияет на величину сбора), низкая эффективность (большинство элементарно забило на этот сбор, а вместе с ним и на техосмотр)

Вариант второй – позволить автовладельцам самостоятельно уплачивать сбор (без привязки к ТО) за то количество месяцев, когда они используют дорожную инфраструктуру.

Минусы: сложная и дорогостоящая система контроля, эффект от которой не гарантирован. И, опять таки: кто-то за месяц наезжает 5000 км, а кто-то 5 км.

Третий вариант — включить дорожный сбор в стоимость топлива.

Довольно простой способ собираемости госпошлины. По нему идут многие страны. Однако белорусские власти на этот шаг никак не решатся. Среди минусов называют неизбежное подорожание самого топлива. А, значит, по цепочке вырастут затраты предприятий на транспортные услуги и цены для всех категорий граждан.

Что думают люди?

По мнению экспертов, проблему уплаты населением дорожного сбора в конечном счете придется как-то решать. Ведь  нынешняя ситуация ведет к тому, что автовладельцы, не желая уплачивать сбор, массово не проходят техосмотр.

Цифры

По данным «Белтехосмотра», за январь—сентябрь 2020 года по стране выдано 555,5 тыс. разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 37% меньше аналогичного показателя за прошлый год. При этом, количество транспортных средств, прошедших техосмотр, сокращается ежегодно на протяжении последних пяти лет. Если в 2015-м техосмотр прошли 1,7 млн транспортных средств, то в 2019-м  чуть более 1 млн. В нынешнем году, как видим, отрицательная динамика сохраняется.

Мнение по поводу

Александр Черновалов, доктор экономических наук:

«Какое-то решение по дорожному сбору должно быть принято. Ведь во многих странах автовладельцы участвуют в финансировании дорожной инфраструктуры. Другой вопрос, что идеального решения здесь, действительно, быть не может. Найти такую систему уплаты этой пошлины, которая бы нравилась всем, невозможно.

Самый популярный путь решения возникшей проблемы видится в том, чтобы освободить население от финансирования дорожной инфраструктуры и переложить соответствующие расходы полностью на бюджет, как это было до 2014 года.

Но этот путь – не самый лучший. Ведь худо-бедно, дороги наши поддерживаются в нормальном состоянии. Если лишить условный дорожный фонд дополнительного источника, дырок сразу станет больше, не только в самом дорожном фонде, но и на асфальте.

На мой взгляд, включение сбора в стоимость топлива в нашей ситуации является самым оптимальным. Во-первых, это более-менее справедливо. Кто больше ездит, больше платит. Во-вторых, никаких издержек на систему контроля. Все происходит, можно сказать, в автоматическом режиме, на АЗС.

Кстати, в нынешней ситуации отдельно собирать этот сбор будет еще сложнее. На фоне политического кризиса, когда звучат призывы не платить государству за услуги, откажутся проходить техосмотр даже те, кто ранее проходил его и платил за дороги.

Ну, а в-третьих, для самих автовладельцев включение платы за дороги в цену топлива не так заметно ударит по карману. Одно дело –  разовый сбор – более 200 рублей, и совсем другое – прибавка в 10-15 копеек к стоимости топлива.

Ну, будет оно стоить, скажем, два рубля. Немного повозмущаются, а потом привыкнут. Ездить то все равно надо», – считает наш эксперт, доктор экономических наук Александр Черновалов.

Подпишитесь на наш канал
comments powered by HyperComments
Из рубрики