weather

USD 2.5221

EURO 2.6617

RUR(100) 4.7379

search

Удивительная история одного шедевра о белорусе

Почему-то, если речь заходит о творчестве известного русского художника Ильи Ефимовича Репина, у большинства в памяти всплывает расхожий мем – картина Репина «Приплыли».

Фото: Художник Илья Репин. Картина «Белорус»

На самом деле, в творческом наследии Репина такой картины никогда не было. Были «Запорожцы», те самые, что писали письмо турецкому султану, были «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», хорошо известная нам под названием «Иван Грозный убивает своего сына». И еще целый ряд полотен, прекрасно знакомых ценителям творчества художника. Среди них – картина, написанная им в 1892 году в своем имении Здраднёво, что под Витебском. Называется она просто и без изысков «Белорус».

Художник Илья Репин. Картина «Белорус»
Художник Илья Репин. Картина «Белорус»

«БЕЛОРУС» БЕЗ БЕЛАРУСИ

Несмотря на кажущуюся простоту, есть в ней немало странностей и загадок.

Первая странность заключается уже в самом названии. Как известно, никакой Беларуси на картах Российской империи в то время не существовало, а вот белорусы, оказывается, были.

Вторая странность заключена в самом образе.

С легкой руки, точнее – пера, выдающегося русского поэта Николая Некрасова, у массовой публики сложилось впечатление, что белорус должен выглядеть как один из героев его стихотворения «Железная дорога»:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах…

Однако Илья Репин представляет нам совершенно другой портрет нашего соотечественника. Это молодой, здоровый краснощекий мужчина, стоящий в эффектной свободной позе.

На нем фасонистый армяк (верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани) с синими отворотами на рукавах, подпоясанный ярко-зеленым кушаком.

Из-за пол армяка выглядывает нарядная красная рубаха. Мужчина стоит на фоне сочной зеленой травы и внимательно смотрит на художника.

В этом взгляде нет ни робости, ни забитости, ни какой-то болезненности. А легкая улыбка свидетельствует о прекрасном расположении духа.

Еще бы, ведь, чтобы натурщик не скучал, художник попросил своих старших дочерей читать ему во время сеанса стихи.

Героя своего портрета Илья Репин нашел в соседнем селе Сахарово.

Скорее всего, тот вместе с другими местными крестьянами работал над восстановлением только что купленной художником усадьбы.

К слову, история сохранила для нас и имя человека, послужившего прообразом «Белоруса».

Это крестьянин Сидор Шаура (в русифицированном варианте – Шавров), самый на тот момент старший из членов большой крестьянской семьи.

Он был неграмотен, но прекрасно знал и с удовольствием декламировал и даже распевал стихи Пушкина и Лермонтова.

На создание полотна у Репина ушло всего три дня.

ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ

Существует красивая легенда, о том, что приезжий барин выбрал в натурщики именно Сидора, потому что в детстве с ним случилось настоящее чудо.

Мальчик сильно заболел, все лицо покрылось незаживляемыми язвами, и мать отвела его на лечение к местной знахарке.

Та изготовила специальную мазь и велела втирать ее в лицо. Вскоре язвы зарубцевались, но ребенок после такого лечения ослеп.

Скорее всего, в состав «чудодейственной» мази входила ртуть. В семье уже думали, что он так и останется на всю жизнь инвалидом.

Но совершенно внезапно, спустя десять лет, Сидор вдруг прозрел. Этот случай был даже описан в «Полоцких епархиальных ведомостях», издававшихся в Витебске.

Однако впоследствии дети Сидора опровергли эту красивую легенду. По их словам, отец никогда не был слепым.

К слову, всего у Сидора Шауры родилось восемь детей, и именно это обстоятельство в некотором смысле спасло семью от раскулачивания в тридцатых годах прошлого века. Незадолго до начала этой политической кампании Сидор разделил все свое немалое хозяйство между детьми, и таким образом уже никак не подходил под определение «кулака».

Он прожил в итоге 75 лет, и в 1939 году упокоился на родном кладбище деревни Сахарово. Его могила, за которой продолжают ухаживать многочисленные потомки, сохранилась там до наших дней.

Возвращаясь к художественному полотну, упомянем еще одну любопытную деталь, картина Репина «Беларус» никогда не экспонировалась в самой Беларуси.

Ни в советской, ни в независимой. Дело в том, что в витебском музее нет подходящих условий для экспонирования (того же климат-контроля), а Национальный художественный музей пока не может себе позволить оплату страховки. Зато там есть другие работы Ильи Репина – «Лунная ночь. Здравнево», (1896), «Украинка у плетня» (1896).

Всего же в своем имении Здравнево Репин создал более 40 картин и рисунков, в том числе «Осенний букет», «Лунная ночь. Здравнево», «Дуэль», «Надежда с псом Пегасом на берегу Двины», а также многочисленные этюды и эскизы.

Высказания автора могут не совпадать с точкой зрения редакции газеты.
Приглашаем в сотрудничеству авторов с различными мнениями.

Новости

Top