weather

USD 2.5136

EURO 2.9597

RUR(100) 3.4096

search

Нынешняя система образования: мнение опытного педагога

В начале октября, педагоги Ганцевичского района отметили свой профессиональный праздник. Однако далеко не все читатели газеты «Ганцавіцкі час» знают, что некоторые сотрудники редакции имеют или имели прямое отношение к преподавательской деятельности.

Одна из них – Мария Константиновна Залетенко – с честью отработала положенный педагогический стаж и теперь трудится корректором в «ГЧ», а другая – Екатерина Михайловна Муха – совсем недавно вступила на пост наставника, перед этим успев запомниться многим читателям как отличный журналист. Корреспондент «ГЧ» побеседовал с представителями разных педагогических поколений.

Мария Константиновна Залетенко

Закончила в 1976 г. филологический факультет Минского пединститута им. М. Горького (педуниверситет им. М.Танка) по специальности русский и белорусский язык и литература.

Работала в Лидском районе на Гродненщине, в г. Костюковичи на Могилевщине, а с 1982 года – на Ганцевщине. В течение трех лет была воспитателем в детском саду №5, а потом учителем белорусского языка и литературы в СШ №1. Со времени открытия в городе гимназии и до выхода на пенсию трудилась в этом учреждении. 

 – Плюсы и минусы нынешней системы образования – каковы они на ваш взгляд?

– Положительного немало, назову хотя бы основное:

— дети имеют возможность получать основательные знания в профильных классах и группах;

— широко используются компьютерные средства обучения, в том числе созданы различные гаджеты, позволяющие учащимся экономить время для прочтения художественных текстов; — ученики первых классов обучаются в детских садах и в школах, где для них созданы группы продленного дня с послеобеденным сном – таким образом малыши легче привыкают к школе; группы продленного дня есть также и для других начальных классов;

— вместо восьми выпускных экзаменов в средней школе сейчас сдают четыре, дети имеют право выбора сдавать экзамен по тем предметам (предмету), которые не являются обязательными;

— разработана четкая система подготовки к централизованному тестированию, для подготовки к ЦТ по всем необходимым предметам в учебных заведениях организуются факультативы и репетиционные группы.

Но есть и минусы. Кому выгодна наполняемость классов до 30 и более человек? Как в таких условиях выполнять задачу качественного(!) обучения?

Разве сами по себе исчезли требования к санитарным и гигиеническим нормам в учебных кабинетах, которые звучали везде, когда в недалеком прошлом сокращали количество учеников в классах? Много времени у педагогов отнимает бумажная работа и дополнительные нагрузки. Желает быть лучшей и структура учебников.

 – Нужно ли выработать систему оценки качества работы учителя? Как она может выглядеть на ваш взгляд?

– Эта система всегда существовала и теперь существует. Основным показателем качества работы учителя в первую очередь является уровень успеваемости учеников, который должен повышаться в каждой четверти и по годам, но не падать.

Этого нельзя достичь без качественно проведенных уроков, на которых должна прослеживаться обратная связь, когда учитель убеждается, что ученики усвоили урок, и должно быть тесным сотрудничество ученика и учителя. Учитель-профессионал всегда готов к тому, что его урок посетят проверяющие, не теряется и не расстраивается по этому поводу – так и должно быть.

Предметные олимпиады для каждого учителя – это нервный стресс, но это тоже показатель качества работы педагога, как и способность руководить научно-исследовательской работой учащихся. Но стоило бы оценивать работу учителя не только за 1, 2 и 3 места на олимпиадах и конкурсах, но и за то, если ученик попал в десятку лучших в районе и тем более в области.

 – Как вы считаете, труд учителя оплачивается на сегодняшний день достойно?

– А вы сами посудите: ставка учителя сегодня – 20 часов вместо недавних 18-ти. Лет десять назад шла речь о том, что языковедам в силу их загруженности снизят ставку до 16 часов, но случилось наоборот.

«Увеличили» зарплату за счет повышения количества часов на ставку? Бухгалтер, инженер, рабочий и т.д. работают на оклад, а учителей, работающих на одну ставку, очень мало. Приходится просить хотя бы несколько часов больше ставки, иначе придется поджать пояс. Считаю, что оплата за проверку тетрадей (в первую очередь языковедам) не соответствует реально затраченному на это времени. 

 – Как вы оцениваете уровень подготовки нынешних учителей?

– Я рада осознавать, что нынешнему поколению учителей легче управляться с компьютерными технологиями. В школу пришло новое поколение педагогов, среди которых много талантливых молодых людей, подающих немалые надежды.

Да, нынче нарекают на то, что в педуниверситеты поступают и слабые ученики, из которых выйдут такие же учителя. Но жизнь все расставит на свои места: слабый учитель сам уйдет из школы, современным ученикам нужен знающий учитель. Я верю в то, что правительство и Министерство просвещения  обязательно решат эту проблему.

 – Ваше поколение учеников и теперешнее – существуют ли изменения?

– Любое поколение соответствует своему времени. Ученики 70–90-ых не знали интернета и мобильной связи, поэтому учитель для них был основным источником всех знаний, советчиком в получении дополнительной информации, образцом поведения в обществе. Ребята много читали, активно участвовали в школьных мероприятиях, были очень коммуникативными.

В условиях нынешнего технологического прогресса ученики много времени проводят в социальных сетях. Они любознательны, активны и умны, но теперь стремятся выбрать то, что им пригодится в жизни больше, и отказаться от того, что считают для себя бесполезным. Задача педагогов – направлять их в нужное русло.

 – Как вы относитесь к ученикам, которые не боятся отстаивать собственное мнение?

– Всегда любила таких учеников, из них выходят прекрасные, ответственные, грамотные специалисты и руководители. Своим ученикам я говорила, что учитель, даже самый знающий, – это не энциклопедия и не википедия, может в чем- ошибаться либо просто чего-то и не знать. Поощряла таких ребят и поддерживала, если они высказывали ценные мысли.

 – Падение престижа профессии – в чем причина? 

– Если коротко ответить: работать сложно, да и не каждому это дано, а платят мало. Этот факт усугубляется еще и тем, что некоторые родители воспринимают учителя, как человека всемогущего, на которого перекладывают практически чуть ли не полностью ответственность за воспитание и обучение своего ребенка, а потом считают уместным предъявлять претензии, требовать, даже грубить, жалуются в соответствующие инстанции.

И еще: как может показать свой багаж знаний и утвердить себя в глазах учеников тот же учитель литературы, преподавая в 10-11 классах всего лишь 45 минут в неделю в І полугодии?

Изменить ситуацию к лучшему, на мой взгляд, может Министерство просвещения Республики Беларусь, а помочь им обязаны методические отделы РОО.

 – Было ли такое в вашей практике, что учителям указывали, какую прессу читать?

– В Ганцевичах я работала сначала учителем в СШ №1, потом в гимназии. В обоих учреждениях я ни разу не слышала слов запрета на подписку нашей газеты.

Работая в СШ №1,  была в числе первых подписчиков на газету «Спадарожнік». Помню, как в учительской мы обсуждали статьи и заметки, сравнивали с районкой и отмечали разницу в освещении событий. В школе и гимназии, я все время выписывала обе газеты и находила в них интересное и нужное для себя.

Теперь,  наблюдая за напряженной и ответственной работой журналистов «ГЧ», хочу сказать, что коллектив очень старается, чтобы жители района были в курсе всех событий, не оставались безучастными к происходящему и чтобы жизнь в районе становилась лучше.  Читайте нашу газету, уважаемые педагоги, высказывайте свое мнение и пишите нам.



Top