weather

USD 2.5734

EURO 2.9232

RUR(100) 3.3614

search

Энди Уорхол – отец современного поп-арта

В изобразительном искусстве, как, впрочем, и в любой другой сфере, существуют свои стереотипы. Например, многие считают, что ценность картины определяется ее возрастом – чем старше, тем ценнее. Другие уверены, что значимость картине придает на самом деле мастерство исполнителя. Третьи же уверены, что все дело в оригинальности.

Фото: «Банка супа «Кэмпбелл», Энди Уорхол

Знаменитый американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, издатель журналов и кинорежиссёр Энди Уорхол разбивает все эти стереотипы вдребезги!

Точнее, не он сам, а его творчество.

Его работы вовсе не стары, все они созданы во второй половине ХХ века.

Они отнюдь не блещут мастерством исполнения. При определенной сноровке повторить его шедевры сможет любой смертный.

И уж точно их трудно назвать оригинальными. Что может быть оригинального в банке томатного супа или в однодолларовой купюре? И тем не менее…

ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Большинство картин Энди Уорхола (настоящие имя и фамилия – Андрей Варгола) – обычные трафареты фотографий, ракрашенные в самые нелепые цвета и повторяющиеся в разных вариациях.

Даже названия некоторых его полотен, таких, например, как «Бирюзовая Мэрилин» или «Красный Ленин», намекают на то, что именно цвет – дикий, необузданный, шокирующий – является в его полотнах самоценным элементом.

Энди Уорхол – отец современного поп-арта

Энди Уорхол – отец современного поп-арта
«Красный Ленин», Энди Уорхол

 

Впрочем, не менее ценна у Уорхола и форма. Взять хотя бы его (1962) – первую художественную работу, выполненную в стиле поп-арт и принесшую ему славу, признание и богатство.

Энди Уорхол – отец современного поп-арта
«Банка супа «Кэмпбелл», Энди Уорхол

Произведение представляет собой тридцать два полотна 51 x 41 см, каждое из которых изображает одну из разновидностей супов компании «Кэмпбелл».

Тридцать две продублированные однотипные банки супа… Что может быть проще и что может быть гениальнее!

БАБЛО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

Примерно в том же стиле в начале 60-х годов прошлого столетия была создана и серия из десяти картин с изображением доллара США.

Восемь из них были проданы в общей сложности за 53.6 млн долларов.

На последних аукционных торгах, состоявшихся шесть лет назад, полотно «Один доллар (серебряный сертификат)» ушло за 20.9 миллионов фунтов стерлингов, что эквивалентно 32.6 миллионам долларов США.

Энди Уорхол – отец современного поп-арта
«Один доллар (серебряный сертификат)», Энди Уорхол

Вот такая арифметика в духе один доллар к 32.6 миллионам.

Самая же дорогая работа Уорхола – «Авария серебряной машины» – ушла с молотка и вовсе за 105.4 млн долларов!

Энди Уорхол – отец современного поп-арта
«Авария серебряной машины», Энди Уорхол

К слову, искусство Энди Уорхола изначально не было призвано сделать мир чище, благороднее и гуманнее.

Его живопись призвана приносить совершенно очевидный и осязаемый доход, и автор этого абсолютно не стеснялся.

Он сделал ставку на массовость, а не на элитарность, как было принято раньше.

Поэтому в его живописи вы не найдете свежий взгляд, новую палитру, технику, изысканные мазки – всё изображённое на картине просто и ясно.

Его искусство доступно, от того и всем понятно.

НЕМНОГО БИОГРАФИИ

Энди Уорхол – отец современного поп-арта
Энди Уорхол

А начиналось все с детства, когда маленький Энди, ставший четвертым ребенком в семье иммигрантов-русинов из села Микова, что на северо-востоке современной Словакии, заболел хореей Сиденгама.

Именно в то время, когда Эндрю был прикован к постели, он начал увлекаться рисованием, собирать фотографии кинозвёзд и делать коллажи из газетных вырезок.

После окончания школы будущий идол поп-арта поступил в Технологический институт Карнеги, по окончанию которого в 1949 году переехал в Нью-Йорк, где начал работать оформителем витрин магазинов, рисовать открытки и рекламные плакаты.

Свою первую крупную выставку, которая принесла ему популярность, он провел в 1962 году. В 1963 году Уорхол купил здание на Манхэттене, позже получившее название «Фабрика», и начал «штамповать» свои произведения современного искусства.

«Фабрика» выпускала до 80 печатных произведений в день, то есть несколько тысяч отпечатков в год.

Затем он занялся издательской деятельностью, продюсированием, режиссурой и прочими вещами, опять-таки рассчитанными на массового потребителя.

3 июня 1968 года на Энди Уорхола было совершено покушение.

Радикальная феминистка Валери Соланас, ранее снимавшаяся в фильмах Уорхола, три раза выстрелила Энди в живот.

Но маэстро выжил после сложнейшей операции. А скончался он во сне 22 февраля 1987 года на 59-м году жизни от остановки сердца.

ТАКИМ ОН БЫЛ…

Напоследок упомянем один достаточно характерный эпизод из жизни Энди Уорхола.

Когда его карьера достигла пика, работы мастера, разумеется, стали подделывать.

Не удержался от искушения и его компаньон Джерард Маланг, создавший известную версию постера Че Гевары «Героический партизан» (1968).

Когда дело запахло тюремной камерой, Уорхол спас фальсификатора, признав картину своей.

А за эту маленькую услугу он положил себе в карман весь доход от ее продажи.

Таким был Энди Уорхол – заурядный и неподражаемый.

Читайте также:

Виктор Васнецов – известный и неизвестный

Удивительная история одного шедевра о белорусе

Top