weather

USD 2.515

EURO 2.6299

RUR(100) 3.9596

search

«Трафика нету — деньги в казну не поступают»: дальнобойщик из Беларуси о транспортных санкциях

Санкции против белорусских фур уже действуют – им запрещено ехать в Евросоюз. Такие же меры против европейских перевозчиков приняла Беларусь. Но в Россию европейцы всё равно могут проехать другими путями. Что сейчас происходит, поговорили с дальнобойщиком из Брестской области.

Фото: Очереди фур на «Белтаможсервисе» в Бресте 18 апреля

Предыстория

  • 8 апреля Евросоюз объявил о запрете въезда фур из Беларуси и России
  • 16 апреля все фуры из Беларуси должны были покинуть ЕС
  • 16 апреля в ответ на это Беларусь ввела запрет на въезд фур из Евросоюза на свою территорию

«Штрафные санкции накладывают ни за что»

К чему привели эти «транспортные санкции» ЕС и Беларуси, что происходит сейчас на границе и какие последствия ожидать для белорусских перевозчиков и обычных жителей? Об этом всём 18 апреля мы поговорили с Александром, опытным водителем-международником из Брестской области.

Александр администрирует несколько чатов дальнобойщиков, потому владеет ситуацией и может представлять мнение перевозчиков.

Прошла неделя с запрета въезда белорусских фур в Евросоюз. До 17 апреля машины из Беларуси должны были покинуть ЕС. Все успели выехать, или есть случаи, что у кого-то возникли проблемы?

-Нет, далеко не все успели выехать. В частности, с нашей фирмы машина не успела выехать, стояла в очереди на переходе Корощин-Козловичи. Очередь была очень большая, порядка 50-60 километров. Естественно, водители все переживали, каким образом будет происходить оформление тех, кто не успел выехать 16 апреля до 23.59.

Была информация от польских таможенников, что будут розданы талончики с печатями для тех, кто стоит в очереди. То есть, как подтверждение того, что они не успели выехать в силу объективных обстоятельств.

Наш водитель также получил этот талончик. Но после заезда в терминал машину поляки выпускать отказались. Сказали, что машина будет оштрафована на 2 тысячи злотых, это примерно 450 евро. И машину с грузом не выпустят, нужно искать тягач европейский, чтобы он перетянул прицеп с польского терминала на белорусскую сторону в логистический центр, склады «Белтаможсервиса». И вот, на данном этапе руководство занято поиском этого тягача.

Наш водитель далеко не один такой. Некоторые уже нашли польские тягачи, которые их прицепы перетягивают на белорусскую сторону. А белорусские тягачи покидают польскую сторону без прицепа.

Кстати, известно, что на данный момент, на понедельник, литовская сторона таким не занимается, машины выпускает.

А у поляков, кто не успел, штрафные санкции от 2 тысяч до 7 тысяч злотых, то есть примерно до 1,5 тысяч евро штраф. В зависимости от того, груженая машина или пустая.

Штрафные санкции накладывают ни за что – люди отстояли в очередях по 5-7 дней и объективно не могли покинуть территорию Евросоюза. Поляки запускали машины очень слабо, оформляли очень медленно. Сложно сказать, что-то повлияло на пропускную способность, или было сделано умышленно.

«Трафика нету - деньги в казну не поступают»: дальнобойщик из Беларуси о транспортных санкциях
Иногда в очередях замечают и такие фуры

«Львиная доля машин стоит»

-Что в это время происходит в белорусских компаниях-перевозчиках? Все ли продолжают работать, находить новые варианты, маршруты?

-Конечно, сейчас ситуация не определённая, особенно у белорусских перевозчиков. Помимо того, что нужно делать этот перецеп, есть проблемы с так называемыми «дозволами» (разрешениями). Допустим польская сцепка – тягач и полуприцеп – привезут груз из Германии, и оставят его на нашем логистическом складу в Бресте. Для того, чтобы нашей машине забрать этот прицеп, нужно иметь «дозвол». С учётом того, что груз из Германии, «дозвол» будет дефицитный, так сказать.

Российский перевозчик этот прицеп заберет без разрешения. А белорусский перевозчик, чтобы забрать и затянуть в Москву этот прицеп, должен иметь «дозвол».

Эта ситуация с «дозволами» поднималась уже неоднократно.

Первый удар был, когда ввели ограничения на въезд наших машин, второй удар – это когда сейчас нам нужны эти «дозволы».

Конечно, руководство фирм пытается искать какие-то решения этих проблем. Знаю, многие директора фирм обращаются в Минтранс с просьбой помочь, разъяснить какие-то положения.

Но на данном этапе львиная доля машин стоит, не ездит.

Конечно, и новые маршруты прорабатываются, но не всё с ними так просто. Любой новый маршрут в обход стран ЕС – это удорожание перевозки. Пойдут ли на это отправители и получатели?

Пока сложно что-то прогнозировать.

В чатах дальнобойщиков иногда бывают пространные оценки происходящего
В чатах дальнобойщиков иногда бывают пространные оценки происходящего

«Несогласованность в санкциях между Беларусью и Россией»

-Беларусь в ответ на решение ЕС запретила европейским фурам ехать в нашу страну. Эта мера работает полностью для всех европейцев, или есть им какие-то возможности перевозок?

-Есть некоторые исключения – почта, перевозка живых животных. На это ограничения, введённые Беларусью, не распространяются.

Но тут вопрос в том, что Россия не вводила подобные ограничения. И сейчас все перевозчики европейские ушли в Латвию. А оттуда с двух переходов едут в Россию.

Выходит, некая несогласованность в санкциях между Беларусью и Россией. А то Россия спокойно принимает машины из Европы.

«Трафика нету — деньги в казну не поступают»

-Насколько известно, иностранные фуры платили за проезд по белорусским дорогам, той же М1. Сколько стоит проезд через страну по «олимпийке»?

-Проезд в одну сторону стандартного тягача с трехосным полуприцепом стоит около 90 евро по М1 от Бреста до границы России.

Конечно, сейчас эти деньги теряются, потому что поток фур минимальный. Трафика нету, соответственно деньги в казну не поступают за проезд по платным дорогам.

-Как вы думаете, коснутся ли все эти санкции в сфере перевозок простых людей в Беларуси, не только работников компаний-перевозчиков?

-Конечно, коснутся. Грузоперевозки связаны и с другими сферами. Будет удорожание каких-то товаров, которые не смогут заменить нашими.

Падение грузоперевозок приведет и к падению дохода ремонтных мастерских. Это повлечет уменьшение работы на сервисных станциях.

Грузоперевозки влияют на многие подобные моменты в нашей жизни. Поэтому, пока не перестроятся транспортные потоки, логистические цепочки, пока не восстановится досанкционный уровень грузоперевозок, это будет отражаться и на других сферах жизни.

Что дальше ожидать дальнобойщикам из Беларуси

-Многим дальнобойщикам из Беларуси придётся искать новую работу из-за всего происходящего?

-Когда будут настроены все логистические цепочки – сложно прогнозировать. А людям надо кормить семьи. Будет отток какой-то, люди будут искать другую работу. А кто-то возможно будет уезжать на работу за границу тем же самым водителем.

Рейсов стало мало и с России в Беларусь ставки упали почти в два раза. На прошлой неделе груз 20 тонн из Питера в Барановичи стоило привезти 1500-1600 белорусских рублей. Это обратка, она всегда была копеечная. А сейчас вообще 700 рублей. Потому тяжёлые времена наступают.

Белорусские перевозчики призвали европейских коллег к забастовкам, а у властей просят каникулы по кредитам

Руководители белорусских компаний-грузоперевозчиков обращались к властям – в Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство иностранных дел и Белорусскую ассоциацию международных автоперевозчиков («БАМАП»).

Среди прочего, они просили минтранспорта и «БАМАП» призвать европейских перевозчиков к бессрочным забастовкам, чтобы повлиять на изменение санкций. Правда, нельзя сказать, что в ЕС после этого начались массовые забастовки. А европейские фуры продолжают ехать в Россию через Латвию.

Кроме того, белорусские перевозчики просят ввести некоторые послабления для предприятий. В частности, признать санкции форс-мажорным обстоятельством, обеспечить предприятиям каникулы по уплате кредитов и лизингов, а также проценты по ним.

13 апреля ассоциация «БАМАП» проводила совещание на тему санкций. В нем участвовали более 60 компаний-перевозчиков, министерства транспорта.

Министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко подчеркнул необходимость оперативного поиска перевозчиками новых решений в своей работе:

«Они, эти решения, простыми, конечно не будут, но их обязательно нужно искать. И чем быстрее мы все адаптируемся к ситуации, тем быстрее будет выстроена новая логистика».

Министр обещал учесть мнения перевозчиков при принятии новых решений.

Дальнобойщики же в чатах реагируют скорее саркастически:

«Трафика нету - деньги в казну не поступают»: дальнобойщик из Беларуси о транспортных санкциях

Новости

Материалы по теме
Из рубрики
Top