Один человек превратил целую деревню в музей в Берёзовском районе. История Анатолия Желудко
Анатолий Желудко – брестский художник родом из д. Соболи Берёзовского района, который в течение последних двадцати лет создает в своей умирающей деревне скансен – музей быта полешуков под открытым небом.

Фото: Анатолий Желудко сделал музей в деревне Соболи Берёзовского района. Фото Николай Синкевич
Конечно, к этому можно отнестись как к сумасбродству: скансен? в одиночку? да кому это нужно? Какой-то Дон Кихот, который пытается обратить время вспять. Вместе с тем, с каждым визитом в Соболи замечаешь, что скансен расширяется и территориально, и в плане пополнения новыми экспонатами.
Начать экскурсию по скансену Анатолий предлагает с въезда в деревню. И первое, что видят посетители – высокий металлический крест.
Крест здесь появился неспроста. Он призван спасти польский реперный столбик (геодезический знак) на обочине дороги. Варвары и охотники за металлоломом уже пытались выкопать этот столбик. И для его спасения художник придумал такой нестандартный ход – приварил к нему крест. Таким образом, научный предмет стал основанием креста. А на крест вряд ли уже кто позарится.
Далее декоративная вывеска «Соболи». На гербовом поле символический силуэт соболя и дата 1512 – первое упоминание деревни. По словам Анатолия, в глубокой древности в окрестностях населенного пункта действительно водился этот пушной зверек, от которого и произошло само название.
Перейдя дорогу, наш гид показывает место средневековой водяной мельницы, от нее остался лишь заросший пруд. Зато на берегу древняя верба, судя по толщине ствола дереву может быть сто, а то и двести лет. Наш собеседник говорит, что взял дерево под личную охрану – старше его в окрестностях нет.
Был клуб — стал музей клубной жизни
Следующий пункт экскурсии – бывший сельский клуб, а сегодня он уже частный. Потому что в таких вымирающих деревнях как Соболи клубы уже закрыты. Стараниями Анатолия клуб продолжает жить. Здание взяло на баланс ОАО «Винец», а художник вновь наполнил его содержанием. Клуб в деревне был «при Польше», при советах.
«Да и сейчас должен быть, – убежден художник. – А где еще собраться жителям?»
Перво-наперво Анатолий заново собрал библиотеку. Говорит, помогли с этим местные жители, которых осталось в деревне не более сорока человек. Они же и являются читателями.
На отдельной полочке собраны книги березовских и или имеющих отношение к нашему району писателей – Анатолия Козловича, Василия Сахарчука, Михаила Шиманского, Олександра Гаврилюка, перевод «Библии» на полесский диалект Ф.Д. Климчука, один из первых номеров журнала «Гладиатор», когда-то выпускавшегося уроженцем Соболей бизнесменом Юрием Чижом.
В клубе собраны предметы этнографии, коллекция старых телевизоров и радиол, здесь можно даже поиграть в настольный теннис или помузицировать на пианино – его недавно привезли из Бреста.
А в будке киномеханика разместилась экспозиция, посвященная войнам, прокатившимся через Соболи. Главной же гордостью художника является галерея картин, написанных собственноручно. Первая коллекция – исторические здания и события, связанные с Соболями, происходившие в их окрестностях либо в нашем районе.

«Дерево желаний» пользуется популярностью
В центре деревни, на перекрестке, встречаем следующие элементы скансена. В память погибших во Второй мировой войне односельчан Анатолий установил памятный знак с крестом, выгравировал на мемориальной доске их имена. Все за свой счет.
Чуть дальше художник превратил старую яблоню в «древо желаний» – это уже больше развлекательный аттракцион для туристов. Завяжи на ветку ленточку, загадай желание, присядь на лавочку.
«И что, сбываются желания?», – спрашиваю я у собеседника.
«А это все дело веры. Если веришь – то да!».
И судя по количеству ленточек в кроне, у массы людей желания уже должны сбыться.
Сравнительно недавно к дереву добавилась и настоящая статуя неолитического каменного божка, найденная художником в поле у д. Черняково. Высота идола, которому поклонялись наши далекие предки, около полуметра, на фигуре явственно видны следы ручной обработки. Божок установлен прямо под древом и доступен каждому. А неподалеку от него находятся и деревянные скульптуры славянских божеств – Купалы, Лады, Чура, естественно, уже авторской работы.

Никаких противоречий в соседстве идолов с христианскими крестами Анатолий не усматривает. Все это было на здешней земле, одно сменяло другое. И даже, наоборот, в таком соседстве есть определенный символизм – прошли тысячи лет, но ничто никуда не исчезло, все вернулось на круги своя.
Будет ли музей магазинной жизни?
Через перекресток – сельский магазин, еще недавно работавший. Теперь на нем большая вывеска «Продается». У Анатолия уже есть план выкупить его у райпо и сделать следующим филиалом скансена: превратить в музей магазина, или крамы, или корчмы – наполнить товарами, продававшимися в деревне в последние век-два.

Рядом с магазином установлена информационная доска, оформленная художником на местном диалекте. Объявление о том, что в деревне сегодня работает: «робыт: баня, клуб, моглицы, музей».
Экспонаты трогать можно!
Центр скансена – крестьянская усадьба, выкупленная Анатолием два десятка лет назад. С нее все и началось. За счет своего труда, времени и денег художник превратил добротную избу еще польской постройки в музей.
Здесь есть и бивни мамонта, и изделия каменного века, и монеты времен ВКЛ, но сам создатель определяет главное направление музея – колхозно-крестьянский быт.
Комнаты дома разбиты на музейные залы по периодам – царский, польский, военный, советский. А в них просто огромное количество экспонатов! Многое даже лежит внавал.
Плетеная колыска, художник ее нашел на свалке, отреставрировал… Нехитрые крестьянские предметы быта, имевшиеся в каждом доме. И специальные инструменты столяра, шаповала, кузнеца…
Назначение некоторых уже сложно понять, как, например, железное кресало для добычи огня. Старинная посуда. Коллекция керамики. Польские пивные бутылки – они были с затворным пробочным механизмом, поэтому на селах использовались как долговременная посуда для бытовых нужд, и скорее всего для этого покупались, а не ради самого пива…
Художник открыл для посетителей и чердак своего дома-музея. Теперь там можно посмотреть коллекцию одежды ХХ века, которую носили местные жители, коллекцию старых чемоданов. А с балкона открывается прекрасный вид на окрестности.
При доме-музее находится историческая пасека (гордость владельца!) с различными типами ульев, включая колоды, а также музеем бортничества, где собран инвентарь пасечника разных эпох… И хозяин в завершение экскурсии по традиции угощает всех чаем из трав с собственноручно добытым медом.
«Уголок алкоголизации» как элемент истории
Во дворе также есть «уголок алкоголизации», который больше не увидишь ни в одном музее страны. Огромная коллекция бутылок из-под алкогольных напитков советского времени, наглядно демонстрирующая, как на протяжении нескольких десятилетий спаивали крестьян.
На стенах построек коллекции топоров, разнообразного сельхозинструмента, под навесами – уже механические агрегаты: точило, жернова, сеногребалка, подаренная председателем местного колхоза, а также старые автомобили и мотоциклы.
«В 1960-е некоторые крестьяне достигли определенного уровня «зажиточности» и уже могли позволить себе купить такие автомобили», – рассказывает о причине их появления здесь хозяин. – «Я их купил в Бресте, привез сюда на лафете. Если их подремонтировать, то они способны еще ездить».

В числе новых приобретений Анатолия – дом по соседству с его этномузеем. Он запланирован для проживания туристов, и таковые уже находятся, например, знакомые байкеры. Бывший владелец оставил свое жилище в 1982 году, с тех пор здесь все так и осталось нетронутым: радиоточка на стене, дисковый телефон, ковер «Утро в сосновом лесу» над кроватью, старый советский шкаф из ДСП, на столе керосиновая лампа и давно остывшая зола в печи…
Останавливаться Анатолий не собирается. Пополняет коллекции, говорит, ему в этом помогают даже местные жители, друзья.
«В Соболях когда-то был и ветряк, а на Винце стояла водяная мельница. Хочу восстановить эту водяную мельницу. А для ветряка хорошее место было на краю деревни – возвышенность – но его раскопали под карьер».
Музей без музейного лоска
На первый взгляд может показаться, что в скансене Анатолия Желудко многое хаотично, экспонаты без музейных инвентарных номеров, бирок, описаний. Но в данном случае в таких тонкостях и скрупулезности нет необходимости. Художник сам говорит:
«Музей – это по сути кладбище предметов. Я же мечтаю о том, чтобы здесь была жизнь. Чтобы посетитель каждый экспонат мог взять в руки, попробовать им поработать, как это делали наши предки. Например, снять со стены мотыгу и попробовать подолбать ею землю, или посмотреть, как действует самогонный аппарат. Все должно быть максимально приближено к жизни».
В этом и есть глубинный смысл скансена – познакомить людей с полесской этнографией через прикосновения, запахи и вкусы.

Есть ли будущее у скансена? «Есть!», – убежден художник. Его дети и внуки уже приезжают сюда, помогают, интерес у них появился, а значит и продолжение будет!
P.S. Кстати, 18 мая – международный день музеев. Поздравляем Анатолия Желудко!
Новости
- 15:18 03.07 Гарантия сработала и ганцевчанке заменили испорченную стиральную машину на новую
- 14:21 03.07 В Ганцевичах впервые прошла комбинированная эстафета
- 21:07 02.07 Творческая Катя: экономист из Ивацевичей создает свой бренд одежды
- 17:32 02.07 В Ганцевичском районе десятки взрослых и детей пострадали от клещей
- 15:16 02.07 В Ганцевичском и Барановичском районах ограничено посещение лесов, в других местах Брестской области — запрещено
- 10:09 02.07 Россияне едут в Беларусь за подержанными машинами. Что будет с авторынком
- 01:22 02.07 Для сплава на байдарках в Брестской области обустроили новый туристический маршрут
- 22:50 01.07 В Ивацевичском районе жалуются на квадроциклиста, заехавшего в озеро
- 18:09 01.07 Власти Беларуси готовят «строительную амнистию»
- 17:01 01.07 «Белпочта» будет брать плату в 15% за переводы из-за границы. Банки делают тоже самое
- 16:34 01.07 Самые лучшие страшные квесты в Минске, хоррор-квесты 2022
- 15:34 01.07 Появились черника и лисички: какие цены на рынках в Ивацевичах, Ганцевичах, Бресте и в Польше
- 14:10 01.07 Как дозвониться в Ганцевичскую райбольницу: смотрите новые номера телефонов
- 13:18 01.07 В Брестской области появились места, где ограничено купание детей
- 12:15 01.07 В Берёзовском районе пьяный не смог переплыть карьер
- 11:11 01.07 Правила выбора деревянной тумбы под телевизор
- 10:37 01.07 Насекомые не будут вам больше докучать
- 10:36 01.07 Организовать переезд можно недорого
- 10:34 01.07 Избавьтесь от крыс и насекомых
- 08:01 01.07 Что изменится в Беларуси в июле: новые банкноты, зарплаты медикам, налог для интернет-торговли
Материалы по теме
В Березе выставлена на аукцион ледовая арена, принадлежавшая опальному олигарху
1 июня 2022 года открылась подача заявок на онлайн-торги за право купить ледовую арену в Березе. Ее нынешним собственником считается ООО «Трайпл», хотя руководитель компании - Юрий Чиж - уже больше года находится в СИЗО.
Из рубрики
В Ганцевичском и Барановичском районах ограничено посещение лесов, в других местах Брестской области — запрещено
Из-за аномальной жары резко изменилась пожароопасная ситуация: в двух районах Брестчины ходить в лес можно с ограничениями, на остальной территории действует полный запрет.