weather

USD 2.5448

EURO 2.8702

RUR(100) 3.4543

search

В школах воспитывают будущих ученых и исследователей

Самые талантливые ученики Ганцевщины и их наставники стали участниками  районного конкурса исследовательских работ «С наукой в будущее», которая прошла в субботу, 17 марта, в гимназии  г. Ганцевичи.

Фото: Петр ГУЗАЕВСКИЙ

На конференцию юные ученые представили более шестидесяти работ  в секциях филологических дисциплин, историко-обществоведческих (история, краеведение), естественнонаучных (химия, география, биология, экология), физико-математических, трудового обучения и профориентации, культуроведения.

Впервые в этом году была открыта секция самых юных ученых – учеников начальных классов, которые представили семь   научно-исследовательских работ. На этой секции выступления юных исследователей слушал и автор этой статьи.

Для  большинства ребят этой секции  это было первое в жизни участие в подобном конкурсе.   И хотя отбора на область среди самых маленьких не было, старались они не меньше и их работы вызвали интерес у жюри и присутствующих.

Практически о каждой работе можно было бы написать статью, столько интересных фактов и подробностей выявили ребята. Интересные исследования, иногда на местном материале, показали ученики из деревень Раздяловичи, Чудин, Денисковичи, Б. Круговичи и гимназии г. Ганцевичи.

Лучше всех жюри оценило работу «Влияние фаз Луны на успеваемость школьников» ученика 3 класса гимназии Коли Мелеховца. Он с научным руководителем Светланой Расспоповой исследовал, когда же его одноклассники лучше учатся: в новолуние или полнолуние? Оказалось, что в полнолуние успеваемость снижалась. Интересный вывод: можно учителям рекомендовать не проводить в полнолуние контрольные работы.

Не менее интересной была работа «Недетские проблемы в мире игрушек» Александра Потаповича и Полины Муха из Круговичской школы. Ребята с научным руководителем  Еленой Муха не только исследовали значимость различных игрушек на развитие детей и их восприятие, но и провели рейды по магазинам. Оказалось, несмотря на то, что в Беларуси более 30 предприятий, выпускающих детские игрушки, в магазинах и на рынке продаются в основном китайского производства. А если и говорят продавцы, что игрушки белорусские, то этикеток на них чаще нет. А в Шашках игрушек нет совсем. Дети затронули уникальную проблему – как выбрать полезную для ребенка игрушку? Оказалось, что об этом ни родители, ни продавцы не знают. Между тем есть вредные и полезные игрушки, одни вызывают ярость или угнетение, другие – спокойствие и радость. Кстати, некоторые игрушки впоследствии оказывают плохое воздействие на здоровье и психическое развитие детей.

Андрей Рабцевич из д. Раздяловичи изучал места и сроки гнездования белых аистов в своей деревне. Если кто хочет узнать об аистах: где они живут, их привычки и когда рождаются птенцы, лучше Андрея об этом вряд ли кто расскажет.

А Данута Бертош, Сергей Карпенко и Максим Зеленко со своим научным руководителем Людмилой Дубойской изучали  «Матывы беларускага арнаменту ў вырабах майстроў в. Дзяніскавічы». Они                 изучили многообразие арнаментов денисковичских  вышивальщиц.

Интересной и, главное, полезной была работа “Лук от семи недуг” девочек из Чудинской СШ Полины Барсукевич и Дарьи Володько. Ученицы так разрекламировали свойства лука, что, казалось, если воспользоваться их советами, то в аптеку можно не ходить.

Все дети были молодцы.  Единственное, что немного огорчило:  жюри  упустило один из главных критериев – уникальность.  Работы, которые были оценены в числе призовых, не были новыми, и  получилось, что исследовали ребята уже исследованное.
В наш век информационных технологий, когда практически любой ребенок может пользоваться Интернетом, несложно проверить, подготовлена ли работа самостоятельно и сколько ученик, а фактически учитель, он же научный руководитель, «позаимствовали». 
Нет сомнений в огромной пользе подобных научно-практических конференций для учеников. Участие в сборе материала, исследование и эксперименты, умение выступить и защитить свою работу в дальнейшем будет хорошим подспорьем ребятам при поступлении, сдаче экзаменов и зачетов в вузе.  Однозначно, это влияет и на образовательный уровень и навыки коммуникации.

По словам одного из учителей, чей ученик стал  призером, учить детей плагиату – не лучшее дело, полезнее исследовать необычное и новое, а жюри надо быть более требовательным, иначе на областном уровне наши  ученики побед не увидят.

Из рубрики
Top