search

За просрочку продавцы платить не будут, но нужно знать следующее…

В магазинах Ганцевичского РайПО многие продавцы знают, что такое недостача на 30–40 миллионов рублей. И часть из этих огромных сумм – злополучная просрочка продуктов. Причем в сфере торговле жалуются не только покупатели, но и продавцы.

Продавцы из д. Хотыничи забрали просроченные товары на миллионы рублей себе домой, а деньги за них выплатили из своего кармана.
Продавцы из д. Хотыничи забрали просроченные товары на миллионы рублей себе домой, а деньги за них выплатили из своего кармана.

Наболевшей проблемой для продавцов стала просрочка товара в продуктовых магазинах. Когда товар по каким-либо причинам не реализован в течение срока годности, то обыденная практика такова: при ревизии просроченные товары (иногда на миллионы рублей) продавцы тащат к себе домой.

А деньги за просрочку приходится выплачивать опять же продавцам магазина, которые вынуждены залезать в долгию Ну или просить родственников. В худшем – в банки, брать кабальные кредиты.

Наиболее часто такая ситуация у нас в районе случается в Ганцевичском РайПО. Руководство потребительского общества, с одной стороны, заявляет, что продавцы во многом сами виноваты, что не выполняют правила торговли, не ведут так называемую книгу  «граневых сроков».

Но с другой стороны, и не скрывает, что нередко приходится настаивать на том, чтобы обеспеченность товаром была максимальной, и ассортимент продуктов удовлетворял запросы покупателей. Кроме этого, нужно красиво оформить выкладку товара и завоевывать покупателя хорошим сервисом и отношением к каждому клиенту.

Продавцы же уверяют, что когда у людей снижаются доходы, планы по продажам не уменьшаются, а продукции навязывают столько, что реализовать ее невозможно, то просрочку «вешать» на работников магазинов – это издевательство. От такой ситуации страдают и потребители, особенно невнимательные, которым приходится иногда покупать просроченный товар.

Одна из работниц магазина д. Хотыничи,  чтобы получить ответ, должны ли продавцы оплачивать из своих средств нереализованные продукты,  обратилась на «прямую линию» Брестского облисполкома.

В конце декабря она получила ответ, в котором облисполком совместно со специалистами облпотребсоюза разъяснили подробно об обязанностях работника, которые он должен выполнять согласно ст.53 Трудового кодекса Республики Беларуси.

Продавец является материально-ответственным лицом и в случае несоблюдения статьи 53 Трудового Кодекса РБ он несет материальную ответственность за причиненный по его вине ущерб нанимателю; о том, как возмещать ущерб, в какие сроки и т.д.

Но в письме указан очень важный документ в системе потребительской кооперации Республики Беларусь. Если добросовестные продавцы будут всё по нему выполнять беспрекословно, то платить за просрочку им больше не придется. А название этого локального нормативного акта – Постановление Правления Белкоопсоюза от 07.12.2011 «Об утверждении порядка реализации товаров, имеющих ограниченные сроки годности».

Продавцы должны его выучить назубок

Особенно стоит обратить внимание на п. 6 и 7 Постановления, где в первом изложен порядок приемки, хранения и реализации продавцом товаров, имеющих граневые сроки.

Фактически дается инструмент, как действовать правильно, чтобы и на прилавках не появлялся просроченный товар, и как избежать, чтобы за непроданные товары не обязали платить продавцов. Есть в Постановлении и информация о возможности снижения торговой надбавки, когда срок годности подходит к концу, и о том, что нужно делать, чтобы не быть виновным, если товар не реализован.

Особенно важный пункт 6.10., в котором сказано, что продавцы обязаны при выявлении товаров с истекшими сроками годности изъять из продажи указанные товары, обеспечить хранение их отдельно от других товаров в складском помещении на отдельном поддоне (окрашенном сигнальной краской красного цвета) либо в холодильном оборудовании (на отдельной полке красного цвета) с приложением описи товаров, снятых с продажи, и ждать приказа для дальнейших действий относительно товара.

Домой тащить в сумках товар не нужно

Непригодные пищевые продукты  подлежат изъятию из оборота (по выбору – их утилизация или уничтожение). Возможность использования на корм скоту должна согласовываться с ветеринарной службой.

В случае невыполнения данных мероприятий, неуведомления либо несвоевременного уведомления ответственного лица розничного торгового предприятия о наличии в магазине товаров с ограниченными сроками хранения ответственность за просроченный товар несут сами продавцы.

Они несут полную материальную ответственность на основании пунктов 1, 2, 4 и 6 статьи 404 Трудового кодекса Республики Беларусь настоящего Кодекса и обязаны доказать отсутствие своей вины в причинении вреда. В то же время необходимо помнить, что недопустимо возложение на работника ответственности за вред, который относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска, а продавать все товары «под ноль» – вряд ли такое возможно.

Ну, а если кому-то из продавцов нравится питаться самим просроченными продуктами и кормить ими своих близких, то остается пожелать им приятного аппетита! Правда, совершенно иначе считает ганцевичский бизнесмен, владелец продуктового магазина «Продукты и К» Владимир Кондратюк.

Новости

Из рубрики
Top