Лесная сказка поселилась в доме
Беру в руки изготовленные мужем деревянные вазочки. Сразу ставить их на место не позволяет невероятная энергетика, которую подарил лес. Кручу в руках, приглядываясь к диковинным изгибам и узорам, поглаживаю по горделиво поблескивающему бочку, вдыхаю ароматы: изнутри пахнет березой, дубом, можжевельником или тополем, снаружи – воском либо лаком. Сказка! И она живет с нами дома круглый год, не только в виде вазочек, но и резных досок, панно, кувшинов.

Фото: фото из личного архива георгия
Нестандартная веточка, нарост на стволе, оригинальный изгиб – все это становится отправной точкой для путешествия в новую сказку. Предлагаю читателям «ГЧ» вслед за мужем пройти этапами волшебного превращения обыкновенных деревяшек – в уникальные изделия.
Найти в обычном – необычное
– Что ты там ищешь? – часто спрашивают у Георгия те, кто впервые попадает с ним в лес.
Обычно люди смотрят под ноги: ищут ягоды, грибы или травы. Георгию же под ноги смотреть несподручно – все самое лучшее для него находится вверху, на ветках деревьев.
И он готов карабкаться на деревья, как когда-то в детстве, – стоит только увидеть там «оказию».
«Оказия» – это словечко, которое муж применяет по отношению к своим находкам. Иногда домой он приносит несколько поленец или веточек, а иной раз – хорошо, если найдет хотя бы одну оказию. Особенная удача – найти кап, из которого получаются вазочки и тарелки, отливающие на срезах жемчугом.
Многочасовые прогулки могут завершиться и тем, что он просто «подышит воздухом». Не такое это простое дело – отыскать в кронах множества деревьев нечто оригинальное. К тому же, приходится думать о том, как не навредить растениям. И если муж видит, что вреда будет больше, чем радости от его изделия, с сожалением, но оставляет оказию на своем месте.
Увидеть, иногда даже почувствовать под корой интересный рисунок, в обычном сучке – вазочку или подметить, как необычно будет смотреться изгиб в будущем кувшине, дано не каждому. Дерево – благодатный материал, но прежде с ним надо найти общий язык, подружиться. К тому же, важно обладать взглядом художника и знать тонкости, о которых может рассказать только мастер.
В первый раз, когда после трехчасового блукания по лесу и объяснений мужа я нашла необычную веточку, счастью не было предела: наконец, что-то поняла! Но к этому времени у меня уже гудели ноги и болела шея.
Так в любом деле: смотришь на мастера – кажется, что тут сложного! А возьмешься за дело сам – и понимаешь, что все не так легко да просто. Прежде чем стать искусником, мно-о-ого часов надо отдать любимому делу. Даже на этом, первом этапе изготовления деревянной красоты, который начинается в лесу.
Из лягушки – в прекрасную царевну
На втором этапе изделие ждет грубая обработка. Заниматься ею не всегда приходится сразу.
Пока ищешь оказии, устаешь. Или… нет: это лесная нимфа забирает силы и желание что-то делать. Потому обычно дома на веточки-поленца в этот день сил не остается, и Георгий ждет следующего момента вдохновения или, как он говорит, «прилива творчества».
Грубая обработка включает в себя разные виды работ. Надо снять кору, высушить, обрезать деревянную заготовку. А прежде чем обрезать – увидеть будущий сюжет: какая получится вазочка по высоте, ширине, из какой части ветки ее лучше сотворить.
Ох, как мастер носится со своими деревяшками, как их сушит, то упаковывая в бумагу, то показывая солнышку. Надо же все делать правильно, чтобы не появились трещинки. Иначе потом их придется прятать – значит, дополнительно тратить время и силы.
Затем Георгий обрезает лишнее, резцами вырезает горлышко вазочки, наносит необходимые узоры (если они нужны по задумке), просверливает отверстие.
Второй этап закончен. Он довольно кропотливый и длительный: скоро сказывается сказка, а делу – время требуется. И этап ответственный, потому что именно в это время на глазах происходят реальные превращения сырья в будущие изделия – похоже, как в сказке лягушка превращается в прекрасную царевну.
В единственном экземпляре
Третий этап изготовления вазочки, на мой взгляд, – самый увлекательный: вазочки дорезаются (если необходимо) до последних, мельчайших линий, шлифуются, покрываются лаком или воском. Только что ты видел набросок, а уже через полчаса-час перед глазами стоит произведение искусства. Смотришь на него – и пытаешьсяпостичь чудеса природы и потаенные лабиринты фантазии мастера.
Муж обычно скромничает: мол, «я – не мастер, а только любитель». На мой взгляд, мастера отличает точность и аккуратность в работе (а этого у работ Георгия не отнять), а также оригинальность изделий. Пока ни в интернете, ни на выставках и фестивалях, где бываю, таких вазочек и кувшинов не видела. Чаще мастера изготавливают их на станках: ровненькие, гладенькие и… какие-то рафинированные.
Эти же с самого начала до последнего штришка сделаны вручную, потому получаются нереально «теплыми», энергетически насыщенными. Нет в природе повторения – нет и не может быть двух одинаковых вазочек. Потому с ними в самом деле попадаешь в лесную сказку: с каждой – в свою, неповторимую, уникальную, а главное – в единственном экземпляре.
…Муж отправляется на балкон, в свою мастерскую, где полно поленец и всяких-разных инструментов для работ по дереву. Знаю точно, что дозваться его теперь сложно: снова погрузился в особый мир творчества. Разве что на балкон заглянет муза, потребует срочно бежать за листом бумаги и карандашом: рождение поэтических строк – процесс не менее увлекательный…
Георгий ТОЛИН
Песня резца
Мастера ручной резьбы
Там, в тенёчке где-то…
Потерял я много бы,
Не увидев это!Оживает предо мной
Сказка на мгновенье:
Подходи, народ честной,
Оцени творенье!Я гляжу на образец:
«Научи, братишки!»
А в ответ: «Берешь резец,
Обрезаешь лишки»…Удалая песнь резца…
Сделано с любовью!
Ай, ребята, молодца –
Дай вам Бог здоровья.***
Я снимаю шапку пред тобою, улица,
Где когда-то сделал первый в жизни шаг.
А в песке, купаясь, воробьи целуются,
Их веселый гомон у меня в ушах.Им понятна тоже тяга к дому отчему,
И в сердечках птичьих радости – не счесть!
…На чужбине счастье – с малую горошину,
Да и то, бывает, не про нашу честь.
