weather

USD 2.5372

EURO 3.0799

RUR(100) 3.4595

search

Ганцевичские водители – их рук дело

В "ГЧ" не раз печатались материалы о людях, работа которых  связана с автотранспортом. Но вот о тех, кто готовит будущих  ганцевичских водителей, не писали ни разу. ДОСААФ в городе Ганцевичи ежегодно выпускает более сотни водителей. За годы существования учреждения тысячи водителей прошли через руки преподавателя ПДД Виктора Исаченко, многие водители помнят и руководствуются наставлениями инструкторов по вождению Олега Мелеховца и Святослава Свирида.

Виктор Исаченко преподает ПДД уже боле 40 лет.
Виктор Исаченко преподает ПДД уже боле 40 лет. / Фото: Юлия Полесская

– Давно ли Вы преподаете ПДД будущим автомобилистам?

– Началось все с 1975 года, когда я начал работать в лицее: преподавал там спецдисциплины – готовил будущих водителей. Все очень хорошо складывалось: я 20 лет держал первое место по области по сдаче учащимися ПДД. Работа нравилась, успех ребят воодушевлял. Именно тогда я начал сотрудничать и с ДОСААФ, подрабатывал по вечерам. В 2009 году я ушел на пенсию, но продолжал преподавать в ДОСААФ, меня пригласили поработать еще и в учебных комбинатах в Огаревичах и Ляховичах, а также в частной фирме. Всюду преподавал правила дорожного движения.

– Изменился ли подход к обучению будущих автомобилистов?

– Несомненно. Раньше было 30 билетов по 10 вопросов, за ночь можно было всю теорию осилить. А о практике вообще говорить не приходится: раньше легковых машин не было, учились водить на грузовике. А сколько тех занятий было – два раза проедешь, и мастер говорит больше не приходить: мол, уже научился. Сдавали экзамен тоже на грузовике. Помню, объедешь столб – и все, сдал. Раньше не было такого интенсивного движения, три грузовика было на все Ганцевичи, и главным было правило – если едет легковая, то все ей должны уступить. Теперь подготовка водителей очень серьезная. С каждым годом получить водительское удостоверение все сложнее и сложнее.

– Любой ли человек может быть водителем?

– Я думаю, что более 90% людей способны быть водителями. И зависит это не от уровня образования. Иногда двоечник схватывает на лету и успешно сдает экзамены, а бывает, что человеку с высшим образованием приходится по несколько раз объяснять, кто буксирующий, а кто буксируемый; кто обучающий, а кто обучаемый. Помню, учились у меня три брата. Слабенькие были, по слогам читали, но они так сильно хотели получить права, так старались, и мы работали с ними до позднего вечера. Выучили их, ребята сдали экзамен. А вот был у меня и такой ученик: военное училище закончил, умница, память у него была изумительная, но как садился за руль, его словно подменяли. Ничего не соображал, терялся. Экзамен так и не сдал, руль завернул при диагональной парковке совсем в другую сторону. Но я думаю, что ему просто нужно было больше поработать с мастером по вождению. Я считаю, что со всеми можно работать, и от уровня образованности мало что зависит. И то, знает ли человек, с кем граничит Польша, или нет, никак не повлияет на знание ПДД и умение водить автомобиль. А вопрос еще в том, что уравниловки быть не должно. У каждого разные способности, а всем для обучения дается одинаковое количество часов.

– Кого легче обучать, мужчин или женщин?

– Казалось бы, мужчины больше предрасположены к управлению автомобилем и приходят они вроде как более подготовленные, но женщины более старательные и за счет этого они зачастую оказываются лучшими учениками, чем мужчины. Некоторые мужчины так волнуются, что не могут сдать вождение.

– О вас как о преподавателе очень хорошие отзывы, в чем секрет?

– Самое главное – доброжелательность: я за каждого ученика переживаю, никогда никого не запугиваю, к доске не вызываю – ведь учащийся может испугаться и потом вообще не пойдет на занятия. Лучше я подойду к нему лишний раз и объясню. Хвалю учеников за успехи, а если вижу, что кто-то недорабатывает, то говорю ему это лично, а не при всех. Ну а самое трудное для меня – это то, что не от меня зависит – посещение учащимися занятий.

– Есть ли в нынешних правилах дорожного движения недочеты?

– Правила писали молодые кандидаты наук. Конечно, там есть некоторые недоработки. Например, не уточнен левый поворот; нет четкости также, что нужно делать на кольце. Рекомендуют включать правый поворот, но это неправильно, это может ввести другого водителя в заблуждение. Правила меняются, и уважающему себя водителю нужно за ними следить. Вот, к примеру, ситуация: Т-образный перекресток равнозначных дорог. Мне нужно было поворачивать, а мотоциклист с пассажиркой ехал прямо. У него была помеха справа, он должен был мне уступить, и я, увидев, что он летит и не собирается притормаживать, пропустил его. Однако не выдержал, догнал и спросил, знает ли он, как мы должны были проехать на этом перекрестке. Он сказал, что решил: раз едет прямо, значит, имеет преимущество. А ведь это не так, при равнозначных дорогах есть правило – помеха справа. Но что говорить о других, если даже некоторые работники ГАИ слабо знают правила. Да, у них работа не сладкая, но уже кто-кто, а они правила знать должны отменно и не штрафовать людей там, где штрафа этого может и не быть.

– Какое у вас как у водителя золотое правило?

– Главное на дороге – это внимательность и доброжелательность к другим участникам дорожного движения, потому что ошибиться может каждый.

 

Водительский стаж Олега Мелеховца более 25 лет. Но автомобиля вне работы он, по возможности, старается избегать. На работу ездит на велосипеде, говорит, что здоровый образ жизни никто не отменял. 
Водительский стаж Олега Мелеховца более 25 лет. Но автомобиля вне работы он, по возможности, старается избегать. На работу ездит на велосипеде, говорит, что здоровый образ жизни никто не отменял. 

Олег Мелеховец в ДОСААФе работает инструктором по вождению уже более трех лет. Кому как не ему, человеку, который всю жизнь проработал в отделении ГАИ, человеку, который отвечал за безопасность на дороге, теперь обучать будущих водителей вождению?!

«Как только начинал работать, боялся, что не получится, что не хватит терпения, но свыкся, втянулся и теперь радуюсь, когда бывшие ученики, проезжая мимо, приветствуют меня, благодарят за то, что научил ездить», – отметил Олег Николаевич.

Говорит, что самое главное – это на начальном этапе найти общий язык с учеником. По его мнению, нужно общаться на равных. Говоря о сложностях в работе, он отмечает, что каждый индивидуален, нужен разный подход: к одному нужно подходить мягко, а на другого в какой-то ситуации, может, и голос повысить стоит.

«Важно научить человека чувствовать себя уверенным на дороге, а не просто получить водительское удостоверение», – отметил собеседник.

Олег Николаевич солидарен с преподавателем ПДД и говорит, что девушку обучить вождению проще. «Если девушка не соображает, то с этим еще можно справиться, но если парень бестолковый, то тут сил и нервов потребуется немало, – улыбается инструктор.– Я думаю, что есть даже те, кому по каким-то причинам просто не дано быть водителем. И плохо, если сам человек этого не понимает. Мы-то учим, такова наша задача. Но обучение превращается в отбываловку, а потом оказывается, что даже если человек с горем пополам сдаст экзамен, потом он машину не водит».

По мнению Олега Мелеховца, 30% получивших права просто кладут их до лучших времен на полочку, чтобы детям потом показать.

 

Святослав Свирид мастер производственного обучения
Святослав Свирид мастер производственного обучения

Святослав Свирид в ДОСААФе работает мастером производственного обучения управлению транспортом, обучает будущих водителей категории «СЕ»:

– Вождение – это вечная наука: сколько ездишь, столько учишься. Я своих учеников всегда ругаю за незнание ПДД. И пока не выучат, за руль не допускаю. А если ученик знает правила, то научить ездить несложно. Я считаю, что если не брать в расчет пьяных за рулем, то многие аварийные ситуации и ДТП на дороге – это скорее от незнания правил, а не от их несоблюдения.

За своих учеников болею душой. Приятно видеть потом результат своего обучения. Когда меня встречают бывшие ученики, то говорят, что зачастую в сложной ситуации на дороге, в голове у них всплывают мои рекомендации и наставления.


Подпишитесь на наш канал
comments powered by HyperComments
Из рубрики