Ганцевичские водители – их рук дело
В "ГЧ" не раз печатались материалы о людях, работа которых связана с автотранспортом. Но вот о тех, кто готовит будущих ганцевичских водителей, не писали ни разу. ДОСААФ в городе Ганцевичи ежегодно выпускает более сотни водителей. За годы существования учреждения тысячи водителей прошли через руки преподавателя ПДД Виктора Исаченко, многие водители помнят и руководствуются наставлениями инструкторов по вождению Олега Мелеховца и Святослава Свирида.

Виктор Исаченко преподает ПДД уже боле 40 лет. / Фото: Юлия Полесская
– Давно ли Вы преподаете ПДД будущим автомобилистам?
– Началось все с 1975 года, когда я начал работать в лицее: преподавал там спецдисциплины – готовил будущих водителей. Все очень хорошо складывалось: я 20 лет держал первое место по области по сдаче учащимися ПДД. Работа нравилась, успех ребят воодушевлял. Именно тогда я начал сотрудничать и с ДОСААФ, подрабатывал по вечерам. В 2009 году я ушел на пенсию, но продолжал преподавать в ДОСААФ, меня пригласили поработать еще и в учебных комбинатах в Огаревичах и Ляховичах, а также в частной фирме. Всюду преподавал правила дорожного движения.
– Изменился ли подход к обучению будущих автомобилистов?
– Несомненно. Раньше было 30 билетов по 10 вопросов, за ночь можно было всю теорию осилить. А о практике вообще говорить не приходится: раньше легковых машин не было, учились водить на грузовике. А сколько тех занятий было – два раза проедешь, и мастер говорит больше не приходить: мол, уже научился. Сдавали экзамен тоже на грузовике. Помню, объедешь столб – и все, сдал. Раньше не было такого интенсивного движения, три грузовика было на все Ганцевичи, и главным было правило – если едет легковая, то все ей должны уступить. Теперь подготовка водителей очень серьезная. С каждым годом получить водительское удостоверение все сложнее и сложнее.
– Любой ли человек может быть водителем?
– Я думаю, что более 90% людей способны быть водителями. И зависит это не от уровня образования. Иногда двоечник схватывает на лету и успешно сдает экзамены, а бывает, что человеку с высшим образованием приходится по несколько раз объяснять, кто буксирующий, а кто буксируемый; кто обучающий, а кто обучаемый. Помню, учились у меня три брата. Слабенькие были, по слогам читали, но они так сильно хотели получить права, так старались, и мы работали с ними до позднего вечера. Выучили их, ребята сдали экзамен. А вот был у меня и такой ученик: военное училище закончил, умница, память у него была изумительная, но как садился за руль, его словно подменяли. Ничего не соображал, терялся. Экзамен так и не сдал, руль завернул при диагональной парковке совсем в другую сторону. Но я думаю, что ему просто нужно было больше поработать с мастером по вождению. Я считаю, что со всеми можно работать, и от уровня образованности мало что зависит. И то, знает ли человек, с кем граничит Польша, или нет, никак не повлияет на знание ПДД и умение водить автомобиль. А вопрос еще в том, что уравниловки быть не должно. У каждого разные способности, а всем для обучения дается одинаковое количество часов.
– Кого легче обучать, мужчин или женщин?
– Казалось бы, мужчины больше предрасположены к управлению автомобилем и приходят они вроде как более подготовленные, но женщины более старательные и за счет этого они зачастую оказываются лучшими учениками, чем мужчины. Некоторые мужчины так волнуются, что не могут сдать вождение.
– О вас как о преподавателе очень хорошие отзывы, в чем секрет?
– Самое главное – доброжелательность: я за каждого ученика переживаю, никогда никого не запугиваю, к доске не вызываю – ведь учащийся может испугаться и потом вообще не пойдет на занятия. Лучше я подойду к нему лишний раз и объясню. Хвалю учеников за успехи, а если вижу, что кто-то недорабатывает, то говорю ему это лично, а не при всех. Ну а самое трудное для меня – это то, что не от меня зависит – посещение учащимися занятий.
– Есть ли в нынешних правилах дорожного движения недочеты?
– Правила писали молодые кандидаты наук. Конечно, там есть некоторые недоработки. Например, не уточнен левый поворот; нет четкости также, что нужно делать на кольце. Рекомендуют включать правый поворот, но это неправильно, это может ввести другого водителя в заблуждение. Правила меняются, и уважающему себя водителю нужно за ними следить. Вот, к примеру, ситуация: Т-образный перекресток равнозначных дорог. Мне нужно было поворачивать, а мотоциклист с пассажиркой ехал прямо. У него была помеха справа, он должен был мне уступить, и я, увидев, что он летит и не собирается притормаживать, пропустил его. Однако не выдержал, догнал и спросил, знает ли он, как мы должны были проехать на этом перекрестке. Он сказал, что решил: раз едет прямо, значит, имеет преимущество. А ведь это не так, при равнозначных дорогах есть правило – помеха справа. Но что говорить о других, если даже некоторые работники ГАИ слабо знают правила. Да, у них работа не сладкая, но уже кто-кто, а они правила знать должны отменно и не штрафовать людей там, где штрафа этого может и не быть.
– Какое у вас как у водителя золотое правило?
– Главное на дороге – это внимательность и доброжелательность к другим участникам дорожного движения, потому что ошибиться может каждый.
Олег Мелеховец в ДОСААФе работает инструктором по вождению уже более трех лет. Кому как не ему, человеку, который всю жизнь проработал в отделении ГАИ, человеку, который отвечал за безопасность на дороге, теперь обучать будущих водителей вождению?!
«Как только начинал работать, боялся, что не получится, что не хватит терпения, но свыкся, втянулся и теперь радуюсь, когда бывшие ученики, проезжая мимо, приветствуют меня, благодарят за то, что научил ездить», – отметил Олег Николаевич.
Говорит, что самое главное – это на начальном этапе найти общий язык с учеником. По его мнению, нужно общаться на равных. Говоря о сложностях в работе, он отмечает, что каждый индивидуален, нужен разный подход: к одному нужно подходить мягко, а на другого в какой-то ситуации, может, и голос повысить стоит.
«Важно научить человека чувствовать себя уверенным на дороге, а не просто получить водительское удостоверение», – отметил собеседник.
Олег Николаевич солидарен с преподавателем ПДД и говорит, что девушку обучить вождению проще. «Если девушка не соображает, то с этим еще можно справиться, но если парень бестолковый, то тут сил и нервов потребуется немало, – улыбается инструктор.– Я думаю, что есть даже те, кому по каким-то причинам просто не дано быть водителем. И плохо, если сам человек этого не понимает. Мы-то учим, такова наша задача. Но обучение превращается в отбываловку, а потом оказывается, что даже если человек с горем пополам сдаст экзамен, потом он машину не водит».
По мнению Олега Мелеховца, 30% получивших права просто кладут их до лучших времен на полочку, чтобы детям потом показать.
Святослав Свирид в ДОСААФе работает мастером производственного обучения управлению транспортом, обучает будущих водителей категории «СЕ»:
– Вождение – это вечная наука: сколько ездишь, столько учишься. Я своих учеников всегда ругаю за незнание ПДД. И пока не выучат, за руль не допускаю. А если ученик знает правила, то научить ездить несложно. Я считаю, что если не брать в расчет пьяных за рулем, то многие аварийные ситуации и ДТП на дороге – это скорее от незнания правил, а не от их несоблюдения.
За своих учеников болею душой. Приятно видеть потом результат своего обучения. Когда меня встречают бывшие ученики, то говорят, что зачастую в сложной ситуации на дороге, в голове у них всплывают мои рекомендации и наставления.
