Ганцевчанка рассказала о нравах, достопримечательностях и жизни в Туркменистане
Ольга Зажеко почти каждый год бывает в Туркменистане, куда приезжает к своей бабушке вместе с детьми Матвеем, Тимофеем и Платоном. Вместе с ними она побывала в этой стране уже пять раз. В 2006-2007 годах она сама жила там и даже хотела остаться насовсем, но по не зависящим от неё обстоятельствам возвратилась в Беларусь. Не так давно Ольга вернулась в Ганцевичи после очередного трёхнедельного пребывания в Туркмении.

Ганцевчанка рассказала о нравах, достопримечательностях и жизни в Туркменистане / Фото: из личного архива Ольги Зажеко
Ольга, почему ты летаешь в Туркменистан?
В Ашхабаде, столице Туркменистана, живёт с советских времён моя бабушка Эрна по папиной линии. Её хорошо помнят в Ганцевичах, поэтому всегда стараются передать через меня какой-нибудь подарочек ей в Азию.
Вместе с детьми стараемся ездить к бабушке каждый год, но это всегда немалые затраты. Ежегодно мечта навестить бабушку незаметно превращается в цель. Хорошо, что компания «Белавиа» помогает нам её воплотить в жизнь, так как последние три года она проводит сезонные распродажи билетов, которые длятся всего пару дней.
Именно в это время я успеваю приобрести дешёвые билеты в Ашхабад. Раньше на восток мы летали в октябре-ноябре – в бархатный сезон. Но когда дети подросли и двое старших пошли в школу, мы стали летать летом, когда там стоит жара до сорока градусов.
А в этом году мы отправились в путешествие во время дополнительных каникул младших школьников, оставив старшего, четвертоклассника Матвея, дома, чтобы он не пропустил многое из школьной программы.
Однако сложность в том, что Туркменистан – закрытая страна, и попасть туда нелегко: нужно каждый раз получать приглашение и открывать визу. Мне каждый раз везёт, как будто случается чудо, и я могу побывать в Азии. А вот, к примеру, моя сестра хотела тоже поехать туда, но ей без объяснения причин просто не открывают визу.
Ольга, что тебя впечатляет в Туркменистане?
Первое – это аэропорт, который сделан в виде птицы с огромными крыльями. По дороге из аэропорта впечатляют белые мраморные дома и необычная архитектура города: дома в виде книг и зажигалок, стадион с огромной собранной головой коня, автомобили белого цвета.
Туркмены на протяжении веков высоко ценят хороших коней и считают их своими друзьями. Эта традиция сохранилась до нынешнего времени, поэтому и сейчас лошади – одна из главных достопримечательностей страны.
Мне и детям очень понравилась канатная дорога, которая находится недалеко от Ашхабада, на высоте в горах Копетдаг. С неё открывается просто шикарный вид на всю столицу.
Самое огромное колесо обозрения в мире тоже находится в Ашхабаде. Ещё нам нравится купаться в подземном горном озере Ков-ата. В нём лечебная вода круглый год примерно одинаковой температуры – тридцать четыре градуса.
Несмотря на специфический запах, туда приезжает много людей в поисках здоровья. Это озеро в своё время посещал знаменитый исследователь Мирового океана и автор программы «Подводная одиссея команды Кусто» Жак Ив Кусто.
В Ашхабаде, помимо многочисленных мечетей, есть православные и католические храмы, так как там есть люди, исповедующие христианство. Бабушка часто ходит в православную церковь. Впечатляет ещё то, что туркмены всё едят руками. Мы были в гостях, где и нам пришлось приобщиться к местному обычаю.
Детям было интересно попробовать еду с руки, а не из ложки. Главное, правильно взять плов пальцами, чтобы он не запачкал одежду. А ещё там очень вкусный хлеб. Спят туркмены на полу на матрасиках и на кроватях. В комнатах нет ничего лишнего. Стены не клеят обоями, а красят краской. На полах лежат большие ворсистые ковры.
Женщины ходят в национальной одежде с вышивкой, а замужние носят платок. До свадьбы молодожёны могут увидеться только один раз и лишь потом жениться, так как всё решают старшие родственники. Осознавая, что мы живём в XXI веке, я с трудом воспринимаю эту традицию.
На свадьбу молодым дарят много золота, и празднуется она два дня: один день в национальной традиции, второй – в современной. При этом мужчины и женщины сидят в разных шатрах, которые специально устанавливаются для брачного торжества. Женщина при появлении отца мужа в комнате молчит и закрывает рот платком либо засовывает концы платка себе в рот.
Моя знакомая туркменка не могла общаться со мной, когда я была у неё в гостях и при этом присутствовал её свёкор. У туркменов много праздников: в честь возведения дома и рождения ребенка, в честь стрижки первых волос у мальчика, в честь первого зуба и праздника обрезания, праздник шестьдесят третьего дня рождения мужчины, свадьба, худай-йолы (жертвоприношение барана и раздача мяса), праздник охоты, праздник, когда дают имя, и множество других.
Все эти церемонии очень яркие и проходят по многовековым народным правилам, поэтому посетить такое событие для любого гостя – большая удача. Кроме того, туркмены очень религиозны. Они часто молятся Аллаху, благодарят Его после каждого приёма пищи.
Сигареты у туркменов очень дорогие и продаются поштучно. Может, поэтому у них мало курящих людей. В Туркменистане интернета практически нет, основные социальные сети заблокированы. Единственное, что там работает – это приложение «IMО».
Когда люди узнавали, что ты из Беларуси, какое отношение было к тебе и детям?
Мы вызывали интерес у местного населения, хотя мне казалось, что мы ничем от них не отличаемся. Потом дедушка пояснил, что для туркменов необычно уже то, что у нас светлые волосы. Многие люди подходили к моим детям и трогали их волосы, ложили руку на голову. Поначалу это вызывало у меня дискомфорт, а потом привыкла.
В Туркменистане двуязычие: говорят на туркменском и русском языках, хотя русского становится всё меньше. Помню случай: когда я хотела привезти папе рака, пришлось объяснять продавцу на пальцах, что мне нужно.
Что туркмены едят?
У них много блюд: плов, манты, дограма и многое другое. Дограма – это оригинальное туркменское блюдо. Его не встретишь в кухне соседних стран. Блюдо очень древнее и считается частью культуры обрядов жертвоприношений.
Готовится дограма по особым случаям. Для блюда нужны свежая баранина, лук и хлеб. В конечном итоге при приготовлении получается ароматный бараний бульон. Блюдо это непривычное для нас и очень жирное. Когда мы практически пристроились к местной пище, уже нужно было возвращаться в Беларусь.
Из-за коронавируса не было трудностей при пересечении границ?
Проблем особых не было. Хотя я опасалась, что аэропорты закроют и введут карантин. Мы с детьми встретили за время путешествия всего лишь пару человек в масках, но никакого ажиотажа нигде не было. Я думаю, что нам повезло. Единственный случай: когда ехали автобусом в аэропорт и кто-то чихнул, сразу наступила гробовая тишина…
Я очень хочу, чтобы мои дети запомнили Туркменистан: там очень красиво и экзотично, там живёт их прабабушка. Когда-то я целый год жила и работала в Ашхабаде. Хотела остаться там насовсем, но не смогла из-за того, что закончилась виза и мне её не продлили.
В этот приезд мы подарили бабушке смартфон, чтобы она могла быть с нами на связи. Она очень быстро в свои семьдесят семь лет его освоила, просматривает новости, погоду, ролики. И каждый день звонит нам, скучает по правнукам, ждёт снова в гости.
Оля, что бы ты пожелала ганцевчанам?
Не бойтесь летать и путешествовать. Сейчас это можно делать со скидками от авиакомпаний. Расширяйте свои горизонты, потому что это даёт неоценимый опыт. А ещё во время поездок все проблемы уходят на задний план, так как чисто физически в этот момент вы их не в состоянии решать. И наступает перезагрузка.
В Туркменистане больше солнечных дней, да и само солнце кажется намного большим, чем у нас. Поэтому я хочу возвращаться в эту восточную страну, получать массу впечатлений и дать возможность своим детям запомнить эту страну.
