weather

USD 2.5256

EURO 3.0596

RUR(100) 3.4142

search

Почему народный праздник называют Вуколом-телятником?

В церковном календаре 19 февраля отмечается день почтения памяти преподобного Вукола Смирнского, епископа. В народе же этот праздник прозвали «Телятником» или «Жуколом», когда крестьяне особо заботились о коровах, делая все, чтобы их отел завершился благополучно. По этому дню предсказывали погоду на весну и лето.

Народный праздник Вукол-телятник называется так, потому что с этого периода начинался отел коров, а телят, родившихся в феврале, называют
Народный праздник Вукол-телятник называется так, потому что с этого периода начинался отел коров, а телят, родившихся в феврале, называют "жуколами". / Фото: из архива "ГЧ"

В православии Вукол – ученик апостола Иоанна Богослова – был первым епископом в церкви города Смирна (Малая Азия). Известен тем, что крестил многих язычников, открывая им истинную веру. После его смерти (примерно в 100 году) на его могиле выросло  миртовое дерево, которое, по поверью, исцеляло больных.

А вот народное название праздника – Телятник – возникло из-за того, что именно в этот период на селе начинали телиться коровы. Крестьяне так и говорили: на святого Вукола телятся жуколы (это телята, появившиеся на свет в феврале).

И еще в этот день предсказывали погоду на весну и лето. Считалось, что морозы на Вуколу обещают бурную весну, сухое и жаркое лето. А также говорили, что чем на Вуколу-телятника холоднее, тем теплее в марте.

Этому событию в народе придавалось большое значение, так как буренка была кормилицей всей семьи, и о ней принято было заботиться, словно о члене семьи. Недаром же говорилось: корова на дворе – харч на столе.

Существовали любопытные традиции, связанные с этим праздником. Стельным коровам в этот день давали много самого лучшего корма, а ее хлев окуривали чабрецом. Крестьяне верили, что этот обряд поможет телятам родиться крепкими, а молоко у коровы будет вкусным.

Чтобы у коровы родилась телка, а не бычок, хозяйка должна была совершить следующий обряд: подъехать к стельной корове на последнюю дойку верхом на сковороднике или ухвате, после чего подойник поставить на землю. Люди верили, что поставленный на скамеечку или табурет подойник может лишить корову молока: «молоко к вымени присохнет»…

После отела крестьяне проводили еще один обряд, называемый «моления молока», который совершался перед семейным обедом. После двенадцати доек, когда у коровы закончится молозиво и молоко можно употреблять в пищу, старшая хозяйка в доме варила молочную некрутую кашу. После чего она обкладывала сеном горшок каши и ставила в чашку с овсом, трижды поднимала чашку над головой, приговаривая такие слова: «На сто бычков! На тысячу телушек!» После этого с каши снимали приволоку (пенку) и отдавали ее теленку, сено и овес отдавали корове. Кашу съедала семья.

Из рубрики
Top