weather

USD 2.4299

EURO 2.8268

RUR(100) 3.4309

search

Вишинг и фишинг: как распознать и как противостоять мошенникам

Все, что вы должны знать об уловках интернет-мошенников.

Вишинг и фишинг: как распознать и как противостоять мошенникам
Вишинг и фишинг: как распознать и как противостоять мошенникам

Преступления, происходящие по телефону, раскрываются крайне редко. Поэтому схемы обмана следует вовремя распознать. Лучшим же вариантом и вовсе будет не вести разговоры, связанные с финансами с незнакомыми абонентами.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ВАМ ЗВОНИТ МОШЕННИК

Большинство звонящих «специалистов» уже в начале разговора пытаются вызвать доверие. Как правило, мошенники знают не только имя человека, но бывает, что и ФИО. Кроме того, «специалисты» могут назвать банк, в котором обслуживается жертва.

Как правило, они называют самый популярный в Беларуси банк. Так у них есть все шансы «не промахнуться». Все сведения, которыми мошенники обладают, они активно используют в беседе с жертвой. Поэтому часто клиенты начинают верить в то, что общаются именно с сотрудником банка.

Сейчас мошенники активно используют различные мессенджеры для звонков. Поэтому, если вы видите, что вам звонят с незнакомого номера, то лучше всего отклонить такие разговоры. Обращайте внимание на манеру общения сотрудников.

Мошенники постараются всеми способами убедить клиента продолжать разговор. А настоящая служба безопасности банка никогда не будет возражать, если клиент захочет перезвонить позже.

Вишинг и фишинг: как распознать и как противостоять мошенникам

ПОЧЕМУ МОШЕННИКИ ЗНАЮТ ЧАСТЬ НОМЕРА ПЛАТЁЖНОЙ КАРТЫ?

Дозвонившись до жертвы, в какой-то момент «банковский специалист» называет часть цифр с карточки. Этим мошенники пытаются заверить человека, что они действительно звонят из банка. Многие клюют на такую удочку и называют остальные цифры с лицевой стороны платёжной карты. Но откуда у мошенников эти данные?

Все дело в том, что первая цифра в номере пластиковой карты означает код платежной системы.

К примеру, все карты Visa начинаются на цифру «4», а Mastercard – на «5». Вторая, третья и четвертая цифры – это номер банка, который выпустил пластиковую карту.

Пятая и шестая дают дополнительную информацию об этой организации. А все вместе первые шесть цифр в номере карты – это банковский идентификатор, или БИН. Седьмая и восьмая цифры в номере —обозначение программы банка, по которой он выдал карточку.

Все же остальные цифры, кроме последней, дают индивидуальный номер карточки. Он формируется по специальному алгоритму. Поэтому у двух созданных подряд карт номер будет отличаться не на одну цифру – он будет неповторимым.

Вишинг и фишинг: как распознать и как противостоять мошенникам

ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СЦЕНАРИИ МОШЕННИКОВ

Несмотря на то, что постоянно появляются новые схемы «развода», существуют наиболее распространённые сценарии, по которым действуют злоумышленники. Обычно звонящие сообщают о подозрительном платеже с банковской карты или о том, что карта заблокирована. Таким образом они пытаются сразу вызвать страх у клиентов.

Как правило, злоумышленники называют крупную сумму, так как «мелочь» на карте им не интересна. Если мошенники говорят, что с карты пользователя было совершено подозрительное списание средств, то в дальнейшей беседе они предложат остановить эту транзакцию и вернуть деньги на карту.

Безусловно, ни о чём не догадывающаяся жертва даёт добро. И дальше «банкиры» пытаются разузнать у жертвы все данные платёжной карты, а также назвать код из СМС, которая придет во время разговора на телефон жертвы. Если сообщить все эти данные, то деньги в полном объеме моментально уходят на счет мошенников.

Часто жертвами мошенников становятся пенсионеры. Злоумышленники по телефону представляются сотрудниками «Пенсионного фонда» с предложением «произвести перерасчёт пенсии». Для этого они, как правило, предлагают пройти перерегистрацию по телефону.

В разговоре они, как и в предыдущей схеме, называют первые цифры карты и просят назвать остальные. Один из сценариев мошенников можно посмотреть в нашем видео:

Сотрудник банка и без звонка должен знать:

  • вашу фамилию;
  • паспортные данные;
  • какие карты у вас оформлены;
  • сколько денег осталось у вас на карте.

Банки никогда не звонят сами и не спрашивают по телефону у клиентов:

  • полный номер карточки;
  • срок ее действия;
  • CVC/CVV;
  • кодовое слово, код из СМС-сообщения;
  • логин и пароль к интернет-банкингу.

Эти данные должны знать только вы и ни при каких обстоятельствах никому её не сообщать.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Код CVC/CVV злоумышленники могут выдать за номер отделения банка, где была получена карта.

ПОМНИТЕ, что ЭТО НЕ ТАК!

Затем они просят назвать код, который приходит в СМС на телефон. В результате происходит списание денег со счёта под ноль. Есть и еще вариант, когда мошенники под различными предлогами пытаются уговорить жертву установить на телефон специальное приложение, которое, по их словам, защитит деньги от краж.

На самом же деле, используя это приложение, злоумышленники получают полный доступ к устройству жертвы. А стало быть, могут узнать логин и пароль от интернет-банкинга и другие персональные данные.

Более редкий вариант – мошенники попросят клиента самостоятельно перевести деньги с карты на якобы безопасный счет. Не трудно догадаться, что злоумышленники называют реквизиты собственных карт.

Вишинг и фишинг: как распознать и как противостоять мошенникам

Материалы по теме
Top