weather

USD 2.5002

EURO 2.934

RUR(100) 3.4289

search

О воле, свободе и демократии

Что общего между «Концепцией национальной безопасности», пятой годовщиной референдума в Крыму, Днем воли и послом России в РБ Михаилом Бабичем? Вопрос риторический, поскольку все эти понятия, выстроенные в одну незамысловатую цепочку, являются если и не ответом на него, то, во всяком случае, универсальным ключом к пониманию большинства процессов, происходящих в современной политической жизни Беларуси.

ВЫСЛАТЬ «МОСКОВСКОГО ХАМА»

В последнее время «бодания» между Министерствами иностранных дел Беларуси и Российской федерации взметнулись на невиданную доселе высоту. И первопричиной этих, мягко говоря, трений стал назначенный в августе прошлого года Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Беларуси, а по совместительству Специальный представитель Президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Республикой Беларусь Михаил Бабич.

Десантник, чекист, бизнесмен, депутат Государственной думы, государственный чиновник первого класса взялся за дело рьяно и с нескрываемым энтузиазмом. Поехал по регионам, по предприятиям, начал встречаться с разными людьми, в том числе и с оппонентами нынешней белорусской власти.

Но наивысших успехов Бабич умудрился достичь не столько в экономике и в деле поддержания дружественных связей между странами, сколько в умелом и жестком, доходящем порой до цинизма, троллинге белорусского лидера.

Если раньше гневные филиппики А.Лукашенко в адрес недружественной, по его мнению, политики восточной соседки зачастую оставались без должного внимания (мол, не барское это дело реагировать на чьи-то комариные укусы), то с приходом Бабича ситуация кардинально изменилась.

Российский посол отныне взвалил на свои отнюдь не хрупкие плечи всю ответственность за «ответки». И они оказались настолько болезненны (может, потому что отчасти справедливы?), что вызвали нешуточное раздражение как у белорусской власти, так и у местной оппозиции.

И если белорусский МИД уже научился огрызаться в стиле самого Бабича, обзывая последнего «счетоводом либо подающим надежды бухгалтером», то сопредседатель oргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Виталий Рымашевский отрекомендовал российского посла не иначе как «заместителем царя на оккупированной территории» и призвал немедленно выслать «московского хама» из страны.

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ КРЫМ?

И тут самое время вспомнить об истории присоединения к России украинского Крыма, состоявшееся ровно пять лет тому назад. Точнее, о тех «вежливых» методах, которыми эта аннексия была осуществлена. Причем здесь Крым, спросите вы?

А хотя бы при том, что в речах все того же Бабича в последнее время уж больно назойливо звучит тема «продвинутой» интеграции. Не нравится подвешенная цена на газ, не устраивает нефтяной «налоговый маневр», есть претензии по части реализации белорусских товаров на российском рынке? Так это от недостаточной интеграции!

Вот вы, братья-белорусы, все разговорами занимаетесь, обвинениями в наш адрес сыплете, а мы между тем по-прежнему протягиваем вам братские интеграционные объятия. Что же вы в них не падаете!?

А может, потому, что руководство Беларуси наконец худо-бедно поняло, что братская «продвинутая» интеграция как-то мало чем отличается от не менее братской аннексии?

«ДЕНЬ ВОЛИ» И КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

Не так давно, во время последнего заседания Совбеза, посвященного информационной безопасности страны, А. Лукашенко справедливо посетовал, что в современном мире информационными потоками «размывается национальный менталитет, самобытность стран и народов».

Надо полагать, что имел он в виду, конечно же, и Беларусь. Что же в таком случае скрепляет менталитет и самобытность? Как бы парадоксально это ни прозвучало, но в том числе и национальные праздники. И в этой связи хочется обратить внимание на такой чисто белорусский национальный продукт, как ежегодно отмечаемый 25 марта День Воли.

В последнее время все больше граждан республики то ли от все сильнее сжимающейся удавки интеграции, то ли от все больше размываемого белорусского менталитета и самобытности стали задумываться о собственной национальной идентичности. И, оглядываясь на историю своей страны, приходят к логичному и вполне закономерному выводу, что День Воли как раз и есть связующее звено между прошлым и настоящим белорусской государственности.

Не день Октябрьского переворота, не день Победы над фашистской Германией, не Первомай и уж тем более не День освобождения Минска ассоциируется у многих белорусов с независимостью и суверенитетом их страны. И пускай пока не все еще знают историческую подоплеку этого праздника, и даже не все смогут назвать его точную дату, но сам термин «День Воли» как то незаметно без всяких декретов, указов и постановлений прочно стал в один ряд с исконными белорусскими символами и ценностями.

Казалось бы, наши власти, столь искренне сокрушающиеся по поводу «размытия и утраты», должны как можно активнее содействовать его продвижению в массы, но на деле мы видим совершенно иную картину – организаторам Дня Воли-2019 в столице официально и окончательно отказано во всех более или менее достойных площадках для его проведения.

Как прикажете понимать сей когнитивный диссонанс? Да и надо ли что-то понимать и уж тем более что-то объяснять гражданам страны, где такие понятия как «воля», «свобода» и «демократия» давно уже превратились в один из главных раздражителей действующей власти.

Из рубрики
Top