weather

USD

EURO

RUR(100)

search

Как объяснить массовый недобор студентов в вузы?

Как и в прошлом году, по итогам нынешней вступительной компании чиновники пообещали изменить правила приема в вузы. А именно: отменить льготы. При этом в 2012-м наблюдался недобор студентов на платную форму обучения в государственные и частные вузы. Впрочем, это и неудивительно: платить за учебу надо все больше, а вот качество образовательных услуг, констатируют эксперты, не удовлетворяет потребителей.

По мнению экспертов, предложение образовательных услуг а Беларуси превышает спрос на них
По мнению экспертов, предложение образовательных услуг а Беларуси превышает спрос на них / Фото: httpcvut-msm.ru

В нынешнем году в РБ вели набор 54 вуза: 45 государственных и 9 частных. Министр образования Сергей Маскевич, подводя итоги вступительной кампании, отмечал, что остались свободными тысячи студенческих мест. Государственные вузы недобрали примерно 5,6 тыс. первокурсников на платные отделения и 198 человек на обучение за счет госбюджета. Частные вузы недобрали примерно 3 тыс. студентов. На дневную форму обучения частные вузы приняли только 34% студентов от запланированного, на заочную — около 80%.

Как считает министр, эта ситуация возникла в связи с решением не допускать к участию во вступительной кампании в вузы абитуриентов, сдавших хотя бы одно из испытаний централизованного тестирования менее чем на семь баллов из 100. Таких абитуриентов оказалось почти 19 тысяч.

Между тем, тенденция недобора в вузы проявилась уже в прошлом году. Первое в Беларуси и СНГ учебное заведение для женщин — частное учреждение образования «Женский институт «Энвила» не набрало студенток, и в нынешнем году набора в вуз не было вообще.

Кандидат педагогических наук, эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич констатирует, что в Беларуси сложилась ситуация, когда «в условиях дефицита абитуриентов предложение образовательных услуг превышает спрос на них».

Независимый эксперт Владимир Дунаев отметил на круглом столе по вопросам образования, что в нынешнем году 65 тыс. выпускников школ претендовали на 92 тыс. мест в вузах.

«Спрашивается, откуда же должны взяться остальные? Это алхимия какая-то», — отмечает Дунаев. Он подчеркивает, что иностранные студенты не делают погоды в образовании: у нас их всего около 10 тысяч, и «даже если власти доведут их численность до 12–15 тысяч, то это не решит проблему». Выпускники средних специальных учебных заведений также не в состоянии заполнить оставшиеся пустыми студенческие скамьи.
Из-за недобора студентов снизился качественный состав первокурсников: во многих вузах на некоторые специальности брали абитуриентов с крайне низкими баллами. Например, в Мозырском педагогическом университете на физико-математический факультет на специальность «Физика. Информатика» был зачислен абитуриент, набравший 64 балла, на специальность «Математика. Информатика» — 95. В Белорусском педагогическом университете имени Максима Танка не было конкурса на специальности «Физика. Математика», «Физика. Техническое творчество».

Дунаев отмечает, что вузы оказываются перед сложной задачей: «Созданные места надо же заполнять. Это не значит, что надо 92 тысячи принять, иначе народное хозяйство задохнется без специалистов. Это проблема самой системы высшего образования. Такое количество студентов нужно для того, чтобы высшее образование существовало, чтобы система функционировала. Там же есть преподаватели, которых надо нагружать. Есть вспомогательные службы, которые также в этом участвуют».

Дунаев считает, что проблема вызвана, в числе прочего, тем, что в Беларуси «совершенно непропорционально развита система высшего образования». Соотношение между преподавателями и студентами в стране один к десяти, это прописано в Кодексе об образовании. Для сравнения: в Литве на одного преподавателя приходится двадцать студентов.

Для вузов с их значительным количеством преподавателей, мощной инфраструктурой недобор студентов означает экономические трудности, в частности сложности с выплатой зарплат и проблемы с оплатой текущих счетов.

Например, по данным ректората Белорусского государственного университета (БГУ), бюджетное финансирование вуза в 2011 г. составило 291,85 млрд руб. (около 45% доходов). Основные доходы вуз получает за оказание платных образовательных услуг. На платном отделении обучается 60% студентов БГУ.

Не будет преувеличением сказать, что во многом за счет студентов-платников вся система и существует. И для последних факт недобора в вузы будет означать дальнейшее повышение платы за обучение.
Так, с 1 сентября стоимость платного обучения на дневной форме в вузах системы Минобразования составит от 7 млн 153 тыс. до 14 млн 950 тыс. рублей за учебный год. Стоимость платного обучения на заочной форме в вузах будет колебаться от 2 млн 23 тыс. до 6 млн 472 тыс. рублей. При этом стоимость обучения в медицинских вузах, которые подчинены Министерству здравоохранения, еще выше – от 12,5 млн до 15 млн 960 тыс. руб. в зависимости от специальности. Таким образом, оплата обучения уже является достаточно весомой для бюджета белорусских семей.

Когда для получения высшего образования препятствием становится финансовый ценз, абитуриенты особенно болезненно воспринимают факт наличия льгот для определенных категорий населения при поступлении.
Например, существует раздельный конкурс для городских и сельских абитуриентов, в результате которого на престижные специальности сельчане часто поступают со значительно более низкими баллами, чем у горожан.

Льготы при поступлении имеют также сироты и дети-инвалиды. В БГУ на специальности «Социальные коммуникации» при проходном балле 364 на бюджет поступили дети-сироты с баллами 156 и 208.
К вступительной кампании 2013 года планируется отменить большинство льгот. Об этом заявил председатель Совета республики Национального собрания, глава государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования в 2012 году Анатолий Рубинов. По его словам, это предусмотрено проектом новой редакции правил приема в вузы, который в ближайшее время планируется вынести на общественное обсуждение. До 1 ноября документ будет представлен на рассмотрение главы государства.

Предлагается в числе прочего отменить раздельный конкурс для выпускников сельских и городских учреждений образования.

Новости

Из рубрики
Top