weather

USD

EURO

RUR(100)

search

Президент готовит «антипрезидентскую» директиву?

Со ссылкой на общественную инициативу «За свободное развитие предпринимательства» сайт «Белорусский партизан» опубликовал проект Директивы №4 «О мерах по либерализации экономики и улучшению делового климата в Республике Беларусь», подготовленный будто бы группой «либералов» из Администрации президента. Александр Лукашенко действительно обещал ударить новой директивой по бюрократизму и разгильдяйству.

Однако данный «проект» выглядит радикальным до неправдоподобия.

Трудно представить, чтобы даже глубоко законспирированные «либералы» из ближнего круга осмелились бы представить на подпись Лукашенко документ, в преамбуле которого все 16 лет его правления объявляются экономической ошибкой: «Экономическая свобода, защита прав собственности, открытая конкуренция и надежные институты рынка — главные факторы устойчивого роста благосостояния страны, модернизации экономики и повышения качества жизни граждан… Ресурс старых схем и механизмов государственного инвестирования, производства и распределения ресурсов истощен».

То, что в «проекте» названо «старыми схемами» инвестирования и распределения ресурсов, является отработанной за 16 лет системой контроля денежных потоков и наиболее значимых секторов экономики, отказываться от которой – значит, потерять не только огромные внебюджетные деньги, но и разрушить политическую «вертикаль».

Ускорился процесс накопления инвестиционных ошибок. Льготное кредитование бюджетных программ, поддержка ликвидности государственных банков, интервенции на валютном рынке, использование внешних кредитов — все эти меры формально позволили приостановить падение производства, но одновременно произошло резко ухудшение финансовых показателей предприятий и бюджета… Несмотря на существенную государственную поддержку сложным остается положение банковской системы. Национальный банк вынужден постоянно предоставлять ликвидность для стабилизации работы крупных государственных банков. Ухудшение финансового положения предприятий — клиентов банков создает дополнительные угрозы для выполнения обязательств перед вкладчиками», — констатируется в «проекте».

Ничего подобного, даже в более мягких формулировках, еще никогда не признавалось. Да и буквально на днях председатель Нацбанка Петр Прокопович докладывал Александру Лукашенко совершенно противоположные оценки: банковская система стабильна, рубль стабилен, кредитных ресурсов достаточно.

Но даже если отбросить самобичевание в преамбуле, опустить подробный перечень допущенных ошибок (хотя за 16 лет президентства Александр Лукашенко ни разу не признал за собой публично даже минимальной ошибочки – не то что «стратегических» просчетов), последующие меры «в целях модернизации экономики, раскрепощения потенциала национального предпринимательства и улучшения делового климата», предлагаемые «проектом», выглядят как послание из «капиталистического будущего».

«1. Провести либерализацию цен и тарифов. Для этого:

1.1. упразднить Комитет по ценам при Министерстве экономики Республики Беларусь, передать функцию регулирования тарифов естественных монополий следующим министерствам:министерству жилищно-коммунальных хозяйств — по тарифам на жилищно-коммунальные услуги, министерству энергетики — по электрической энергии и газу, министерству информации и связи — по тарифам на услуги традиционной телефонии, министерству транспорта — по ценам на услуги общественного транспорта.

1.2. Отменить ценовое регулирование импортных товаров и услуг.

1.3. Отменить ценовое регулирование на все товары, услуги и работы, за исключением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, газ, общественный транспорт, услуги телефонной связи (за исключением мобильной), а также услуги, предоставляемые государственными организациями в сфере здравоохранения и образования.

1.4. Провести международный аудит затрат на производство электрической, тепловой энергии, газа, услуг общественного транспорта, водоснабжения, телефонных услуг, опубликовать данные аудита и принять план перехода на бездотационный характер продажи данных товаров и услуг с учетом увеличения инвестиционной привлекательности

1.5. Ликвидировать практику административного установления для производителей разных цен на товары на внутренний и на внешние рынки, в том числе по калийным и азотным удобрениям, древесине, топливно-энергетическим ресурсам.

1.6. Отменить практику присвоения органами государственного управления наценочной категории и предельной наценки объектам общественного питания.

1.7. Отменить необходимости составления экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

2. Провести либерализацию лицензирования, сертификации и выдачи разрешений. Для этого:

2.1. Сохранить государственное регулирование в виде лицензирования, обязательной сертификации только в тех сферах, где существует непосредственная угроза жизни и здоровью человека.

2.2. Лицензированию подлежат следующие виды деятельности: банковская деятельность, ветеринарная деятельность, деятельность в области авиации, деятельность в области промышленной безопасности, в сфере игорного бизнеса, по обеспечению безопасности физических и юридических лиц, по обеспечению пожарной безопасности, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, деятельность, связанная с продукцией военного назначения, деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, медицинская деятельность, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней, страховая деятельность, фармацевтическая деятельность. Лицензирование всех остальных видов деятельности отменить.

2.3. Признать на территории Республики Беларусь действительными сертификаты, выданные признанными в международной торговле органами сертификации России, стран ЕС, Украины, США, Японии, Южной Кореи без получения сертификата, выдаваемого органами сертификации Республики Беларусь.

2.4. Осуществить переход от обязательной к добровольной сертификации товаров и услуг.

2.5. Разработать программу полного перехода белорусской продукции на международные стандарты качества ISO. Осуществить переход от ГОСТов на ISO на все товары и услуги до 2014 года.

2.6. Провести анализ процедуры выдачи разрешений, принять единый порядок их получения с четким определением требований и сроков. Перейти на режим получения разрешений через интернет к 2012 году.

2.7. Предоставить предприятиям права проводить обязательную аттестацию специалистов для осуществления лицензируемых и сертифицируемых видов деятельности в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, непосредственно на предприятии.

3. Принять меры по безусловной защите прав собственности и развития свободной конкуренции. Для этого:

3.1. Исключить из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих конфискацию имущества у субъектов хозяйствования, не являющихся его собственником, если это имущество не находится у предприятия на правах хозяйственного ведения, пока в судебном порядке не будет установлено, что это имущество приобретено незаконным путем.

3.2. Ликвидировать практику внесудебного применения ареста денежных средств на счетах и бесспорного списания их на основании предписаний государственных органов.

3.3. Исключить из нормативных документов возможности конфискации имущества не у лица совершившего правонарушение, а у добросовестного покупателя.

3.4. Обеспечить безусловное и быстрое исполнительное судопроизводства по взысканию долгов у субъектов хозяйствования.

3.5. Отменить монополию национального оператора электросвязи на пропуск международного Интернет трафика, а также трафика между другими отечественными операторами электросвязи.

3.6. Принять законодательные нормы, противодействующие вмешательству в деятельность частных субъектов хозяйствования, дискриминации их коммерческими структурами, созданными органами государственного управления.

3.7. Ввести запрет представителям государственных органов, непосредственно регулирующих определенный сегмент рынка, управляющих на нем государственными активами и имуществом, участвовать в организации аукционов и тендеров на подчиненных предприятиях.

3.8. Ускорить процесс вовлечения в коммерческий оборот зданий, сооружений, земли и объектов инфраструктуры.

3.9. Ввести четкие критерии ответственности органов государственной власти различного уровня за качество и эффективность управления государственными активами, в том числе пакетами акций в акционерных обществах.

3.10. Ввести институт частных судебных исполнителей.

3.11. Внести изменения в закон о приватизации с целью ускорения процесса трансформаций собственности. К 2013 году, как минимум, 75% всех активов страны должны находиться в частной собственности.

3.12. Обеспечить в течение 2010 года продажу арендаторам арендованных у республиканских и местных органов власти помещений, зданий, сооружений и других объектов по остаточной стоимости, если они арендуют их более 2 лет. В случае отказа арендаторов от приобретения арендуемых ими объектов, они продаются через открытый аукцион по цене, которая сложится на день его проведения.

3.13. Учредить Антимонопольный комитет с широкими полномочиями контроля над действиями коммерческих организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, проведением аукционов, размещением государственных заказов.

3.14. Ликвидировать инновационные фонды и внебюджетные фонды, создаваемые местными органами власти.

3.15. Внести в служебные обязанности каждого государственного служащего обязанность содействия развитию конкуренции, предоставления полной информации об актах законодательства, планах органов государственного управления, программах, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов.

4. Провести либерализацию внутренней и внешней торговли. Для этого:

4.1. Отменить ограничение срока (90 дней) для проведения внешнеторговых операций.

4.2. Отменить требование обязательного внесения в договора указания на цели покупки товаров.

4.3. Отменить требования по ассортиментному перечню товаров для объектов розничной торговли и общественного питания.

4.4. Отменить для предприятий частной формы собственности требования обязательной сдачи наличной выручки в банк.

4.5. Отменить обязательное установление лимита остатка денежных средств в кассе предприятия.

4.6. Принять нормы, согласно которым порядок подтверждения происхождения товаров допускает использование в качестве декларации о происхождении товаров грузовые, транспортные или иные товаросопроводительные документы, содержащие сведения о стране происхождения товара.

4.7. Отменить статистическую таможенную декларацию при проведении экспортно-импортных операций в торговле между Беларусью и Россией.

4.8. Завершить приватизацию всех объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания до 2012 года.

4.9. Унифицировать таможенные ставки, снизить размер средневзвешенной таможенной пошлины до 3%.

4.10. Внести необходимые изменения в акты законодательства для приведения их в соответствие с нормами и стандартами ВТО. Принять программу действий правительства по вступлению в ВТО к 2012 году.

5. Провести либерализацию рынка труда и трудовых отношений. Для этого:

5.1. Предоставить индивидуальным предпринимателям, работающим по общей схеме налогообложения, права найма любого количества работников, уплачивающим единый налог — до 5 работников вне зависимости от родственных связей.

5.2. Отменить обязательность применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для предприятий и организаций с долей государства в уставном фонде менее 50%.

5.3. Установить, что единственным обязательным документом, письменно оформляющим трудовые отношения между работником и нанимателем, является трудовой договор (контракт).

5.4. Предоставить право нанимателю и наемному работнику самостоятельно определять режим, время и условия работы, а также условия, формы оплаты труда.

5.5. Предоставить коммерческим организациям право оптимизировать занятость в зависимости от реального спроса на товары, работы и услуги.

5.6. Увеличить пособие по безработице до суммы, эквивалентной $120 в месяц.

5.7. Предусмотреть в республиканском бюджете ресурсы для финансирования программ по переобучению и переквалификации безработных.

5.8. Разработать и принять законодательство о введении системы страхования по временной нетрудоспособности.

5.9. Создать благоприятные условия для самозанятости населения, предусмотреть возможность ведения коммерческой деятельности физическими лицами без регистрации индивидуальными предпринимателями, но с уведомлением органов власти о начале такой деятельности и уплатой подоходного налога.

6. Провести либерализацию арендных отношений, улучшить систему контроля над деятельностью коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Для этого:

6.1. Уменьшить ставки арендной платы за помещения, производственные площади, принадлежащие органам республиканской или местных властей, в 2 раза. Упразднить повышающий коэффициент «3» для арендуемых офисных помещений.

6.2. Ввести понижающий коэффициент — 0,2 для всех предприятий малого бизнеса, арендующих недвижимость у органов республиканской или местных властей.

6.3. Прекратить практику административной фиксации арендных ставок частной коммерческой недвижимости.

6.4. Ликвидировать практику привязки ставок арендной планы, тарифов на услуги государственных организаций, государственных и таможенных пошлин, налогов и сборов к иностранной валюте и «базовым величинам»; отменить привязку размера базовой величины к ставке первого разряда.

6.5. Ввести мораторий на проведение всех видов проверок субъектов малого бизнеса до 1.01.2013г.

6.6. Привести штрафы за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствие с параметрами, характеризующими их тяжесть, а также учитывающими реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и должностных лиц.

6.7. Ликвидировать законодательной нормы исчисления штрафа в размере кратной стоимости предмета правонарушения.

7. Улучшить качество налогового администрирования, снизить налоговую нагрузку. Для этого:

7.1. Снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость до 15%.

7.2. Заменить отчисления в Фонд социальной защиты населения и подоходный налог единым социальным налогом 15%.

7.3. Включить в затраты, учитываемые при налогообложении процентов по просроченным займам и кредитам, а также займам и кредитам, связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов.

7.4. Перейти на квартальный режим уплаты налога на добавленную стоимость субъектами малого предпринимательства.

7.5. Обязать зачислять все платежи за административные процедуры, осуществляемые государственными и иными уполномоченными ими организациями, исключительно в бюджет.

7.6. Снизить общую налоговую нагрузку, включая взносы в Фонд социальной защиты населения и местные налоги, до 30% ВВП.

8. Совету Министров Республики Беларусь привести акты законодательства Республики Беларуси в соответствие с настоящей директивой до 1 сентября 2010 года.»

Будь что-либо подобное принято в действительности, белорусский бизнес проснулся бы в сказке, а оппозиционные политики взялись бы паковать чемоданы – для переезда в управленческие кабинеты.

Оттого-то подобный текст выглядит как дразнилка для взрослых – «а не слабо спрыгнуть с крыши!?» Или как безвозмездный пакет советов от экономистов-антагонистов по коренному переустройству страны. Политическому в том числе. Ведь, подпиши Александр Григорьевич подобную директиву, ее реализацией пришлось бы заниматься уже кому-то другому – кому для удержания власти не требуются ни «вертикаль», ни управляемая «социально ориентированная» экономика. А подписанту впору было бы появиться на телеэкране с незабываемыми словами Бориса Николаевича: «Я ухожу. Простите меня».

Вы можете представить подобное?..

http://zapraudu.info/article/prezident-gotovit-antiprezidentskuyu-direktivu

Новости

Из рубрики
Top